.

Глаза у рыб не имеют век. Игровые задания по зоологии. I. Отметь правильные суждения

1. Выполните лабораторную работу.
Тема: «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».
Цель работы: изучить особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы.
1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.
2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 31 учебника, выполните лабораторную работу, заполняя по ходу наблюдений таблицу.

3. Зарисуйте внешний вид рыбы. Обозначьте части тела.

4. Запишите результаты наблюдений и сделайте выводы. Отметьте черты приспособленности рыб к водной среде.
Вывод: рыбы хорошо приспособлены к жизни в водной среде. Они имеют обтекаемую форму тела, плавники, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде.

2. Заполните таблицу.

3. Выпишите номера правильных утверждений.
Утверждения:
1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
2. Тело большинства рыб покрыто костной чешуей.
3. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь.
4. Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище – в хвост.
5. Хвост рыбы – та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.
6. На спинной стороне тела рыбы имеется один спинной плавник.
7. Грудными плавниками рыба пи передвижении пользуется как веслами.
8. Глаза у рыб не имеют век.
9. Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.
Правильные утверждения: 1,2,3,4,5,6,8,9.

4. Заполните таблицу.

5. Форма тела рыб очень разнообразна: у лещей тело высокое и сильно сжатое с боков, у камбалы – сплюснутое в спинно-брюшном направлении, у акул – торпедообразное. Объясните, чем вызваны различия в форме тел у рыб.
Это вызвано средой обитания, типом воды, в которой они обитают, и способом добывания пищи.

Выберите правильные утверждения

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)

3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)

4. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.

5. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. (+)

6. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)

7. Кровеносная система рыб незамкнутая.

8. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)

9. Кровь у рыб в предсердии венозная, а в желудочке артериальная.

10. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

11. Органы выделения рыб – почки. (+)

Укажите правильные ответы

1 . Рыбы относятся к типу:

а – бесхордовые;

б – полухордовые;

в – хордовые. (+)

2 . Большинство рыб относится к классу:

а – костных рыб; (+)

б – хрящевых рыб;

в – ланцетников.

3 . К парным плавникам относятся:

а – только грудные;

б – только брюшные;

в – грудные и брюшные. (+)

4 . Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а – создание устойчивости тела при движении;

б – защита от хищников;

в – то и другое. (+)

Биологические задачи

1 . Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое, сильно сжатое с боков; у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное; у рыб-игл – иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?

2 . У большинства современных рыб кожа покрыта чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных?

3 . Для борьбы с малярией в 30-е годы в нашу страну была завезена и выпущена в водоемы небольшая рыбка гамбузия. Почему внимание ученых-зоологов привлекла именно эта рыба?

I. Отметь правильные суждения

1. У всех рыб обтекаемая форма тела. (+)

2. Тело всех рыб покрыто костной чешуей.

3. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста. (+)

4. Основной орган движения и «руль» рыбы – спинной плавник.

5. Органом слуха рыб является наружное ухо.

6. Рыбы не могут поворачивать голову, зато глаза у них подвижные. (+)

7. Выделительная система рыб представлена только почками и мочеточниками.

8. В холодной воде растворенного кислорода больше, чем в теплой, поэтому сброс теплой воды (тепловое загрязнение) может вызвать замор рыбы. (+)

9. У рыб, впадающих в спячку, обмен веществ повышается.

10. Сердце у рыб всегда наполнено артериальной кровью.

11. Органы тела рыбы снабжаются смешанной кровью.

12. Оплодотворение у большинства рыб наружное: икра выметывается в воду. (+)

6.3 Контрольная работа «Хрящевые и костные рыбы»

Вариант 1

1.

1. Большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

2. Хвост рыбы–та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.

3. Глаза рыбы не имеют век.

4. В каналах органов боковой линии имеются чувствительные клетки.

5. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.

6. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке –артериальная.

7. Плавательный пузырь наполнен смесью газов.

8. Большинство рыб – раздельнополые животные.

9. Органы выделения рыб – туловищные почки.

10. Из хрящевых и костных рыб наиболее богат видами класс хрящевые рыбы.

2.

1. Рыбы относятся к типу:

а – бесхордовые;

б – полухордовые;

в – хордовые.

2. Тело покрыто костной чешуей:

а – только у хрящевых рыб;

б – только у костных рыб.

3. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а – при движении;

б – защиты от хищников;

в – те и другие.

4. Рыба не может поворачивать голову, потому что:

а – череп неподвижно соединен с позвоночником;

б – этому мешают жаберные крышки; в – этому препятствует жаберная чешуя.

5. Из икринок рыб выходят:

а – мальки;

б – личинки;

в – маленькие рыбки.

3. Распределите рыб по отрядам:

а – Сельдеобразные;

б – Лососеобразные.

1 – пикша; 2 – горбуша; 3 – салака; 4 – сардина; 5 – семга; 6 – сазан; 7 – белуга; 8 – форель; 9 – хариус; 10 – щука; 11 – килька; 12 – анчоус; 13 – корюшка; 14 – налим; 15 – линь.

4. Объясните понятия.

1. Ихтиология.

2. Гомоцеркальный хвостовой плавник.

3. Хроматофоры.

4. Жаберные лепестки.

5. Нерест.

6. Тромбоциты.

7. Венозный синус.

Вариант 2

1. Выпишите номера верных суждений.

1. Тело большинства рыб покрыто костной чешуей.

2. На спинной стороне тела рыбы всегда имеется один спинной плавник.

3. Рыбы хорошо видят предметы, расположенные на близком расстоянии.

4. У некоторых рыб в течение всей жизни сохраняется хорда.

5. Кровеносная система рыб – незамкнутая.

6. К туловищным и хвостовым позвонкам прикрепляются ребра.

7. При увеличении плавательного пузыря рыба становится легче.

8. Мочевой пузырь у рыб отсутствует.

9. Большинство видов рыб в природе откладывают огромное количество икринок.

10. Карп – одомашненная рыба, происходящая от сазана.

2. Выберите буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Хорда – это:

а – спинной мозг;

б – плотный упругий стержень, образованный тесно прилегающими друг к другу клетками;

в – эластичная трубка, в канале которой находится спиной мозг.

2. К парным плавникам относятся:

а – только грудные;

б – только брюшные;

в – грудные и брюшные.

3. Органы слуха у рыб находятся справа и слева в:

а – костях черепа задней его части;

б –жаберных крышках;

в – жаберных дугах.

4. Оплодотворение у большинства рыб:

а – внутреннее;

б – наружное (после откладки икры);

в – наружное (при выведении личинок из икры).

5. Кровь у рыб приносит к внутренним органам:

а – питательные вещества;

б – кислород;

в – питательные вещества и кислород.

3. Распределите рыб по отрядам:

а – Карпообразные;

б – Трескообразные.

1 – скумбрия; 2 – вьюн; 3 – палтус; 4 – горчак; 5 – сазан; 6 – пикша; 7 – салака; 8 – горбуша; 9 – карась; 10 – линь; 11 – налим; 12 – голавль; 13 – плотва; 14 – сайда; 15 – минтай.

4. Объясните понятия.

1. Гетероцеркальный хвостовой плавник.

3. Жаберные тычинки.

4. Каракоид.

6. Молоки.

Вариант 3

1. Выпишите номера верных суждений.

1. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь.

Вариант 1

1.

1. Большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.
2. Хвост рыбы–та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.
3. Глаза рыбы не имеют век.
4. В каналах органов боковой линии имеются чувствительные клетки.
5. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.
6. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке –артериальная.
7. Плавательный пузырь наполнен смесью газов.
8. Большинство рыб – раздельнополые животные.
9. Органы выделения рыб – туловищные почки.
10. Из хрящевых и костных рыб наиболее богат видами класс хрящевые рыбы.

2.

1. Рыбы относятся к типу:

а – бесхордовые;
б – полухордовые;
в – хордовые.

2. Тело покрыто костной чешуей:

а – только у хрящевых рыб;
б – только у костных рыб.

3. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а – при движении;
б – защиты от хищников;
в – те и другие.

4. Рыба не может поворачивать голову, потому что:

а – череп неподвижно соединен с позвоночником;
б – этому мешают жаберные крышки; в – этому препятствует жаберная чешуя.

5. Из икринок рыб выходят:

а – мальки;
б – личинки;
в – маленькие рыбки.

3. Распределите рыб по отрядам:

а – Сельдеобразные;
б – Лососеобразные.

1 – пикша; 2 – горбуша; 3 – салака; 4 – сардина; 5 – семга; 6 – сазан; 7 – белуга; 8 – форель; 9 – хариус; 10 – щука; 11 – килька; 12 – анчоус; 13 – корюшка; 14 – налим; 15 – линь.

4. Объясните понятия.

1. Ихтиология.
2. Гомоцеркальный хвостовой плавник.
3. Хроматофоры.
4. Жаберные лепестки.
5. Нерест.
6. Тромбоциты.
7. Венозный синус.

Вариант 2

1. Выпишите номера верных суждений.

1. Тело большинства рыб покрыто костной чешуей.
2. На спинной стороне тела рыбы всегда имеется один спинной плавник.
3. Рыбы хорошо видят предметы, расположенные на близком расстоянии.
4. У некоторых рыб в течение всей жизни сохраняется хорда.
5. Кровеносная система рыб – незамкнутая.
6. К туловищным и хвостовым позвонкам прикрепляются ребра.
7. При увеличении плавательного пузыря рыба становится легче.
8. Мочевой пузырь у рыб отсутствует.
9. Большинство видов рыб в природе откладывают огромное количество икринок.
10. Карп – одомашненная рыба, происходящая от сазана.

2. Выберите буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Хорда – это:

а – спинной мозг;
б – плотный упругий стержень, образованный тесно прилегающими друг к другу клетками;
в эластичная трубка, в канале которой находится спиной мозг.

2. К парным плавникам относятся:

а – только грудные;
б – только брюшные;
в – грудные и брюшные.

3. Органы слуха у рыб находятся справа и слева в:

а – костях черепа задней его части;
б –жаберных крышках;
в – жаберных дугах.

4. Оплодотворение у большинства рыб:

а – внутреннее;
б – наружное (после откладки икры);
в – наружное (при выведении личинок из икры).

5. Кровь у рыб приносит к внутренним органам:

а – питательные вещества;
б – кислород;
в – питательные вещества и кислород.

3. Распределите рыб по отрядам:

а – Карпообразные;
б – Трескообразные.

1 – скумбрия; 2 – вьюн; 3 – палтус; 4 – горчак; 5 – сазан; 6 – пикша; 7 – салака; 8 – горбуша; 9 – карась; 10 – линь; 11 – налим; 12 – голавль; 13 – плотва; 14 – сайда; 15 – минтай.

4. Объясните понятия.

1. Гетероцеркальный хвостовой плавник.
2. Целом.
3. Жаберные тычинки.
4. Каракоид.
5 Ноздри.
6. Молоки.
7. Дерма.

Вариант 3

1. Выпишите номера верных суждений.

1. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь.
2. Ноздри рыб не сообщаются с носоглоткой.
3. Высушенная хорда осетровых рыб употребляется в пищу.
4. Сердце рыб состоит из двух камер – предсердия и желудочка.
5. У рыб в течение жизни образуются условные рефлексы.
6. Органы дыхания рыб – жабры.
7. У рыб обмен веществ происходит медленно.
8. Сформировавшийся в икринке зародыш превращается в личинку.
9. У хрящевых рыб отсутствуют жаберные крышки.
10. Многие акулы и скаты – живородящие рыбы.

2. Выберите буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Хорда в течение всей жизни сохраняется у:

а – только хрящевых рыб;
б – хрящевых и некоторых костных рыб;
в – всех рыб.

2. Плавательный пузырь у рыб выполняет функции:

а – гидростатические (увеличивает и уменьшает плотность тела);
б – гидростатические, у некоторых рыб дыхательные;
в – входит в число органов системы размножения.

3. Органы боковой линии расположены у рыб:

а – от головы вдоль всего тела;
б – от грудных плавников до хвоста (начала анального плавника);
в – от головы до середины туловища.

4. Спинной мозг у рыб находится:

а – над позвоночником;
б – под позвоночником;
в – в позвоночном канале, который образуют дуги позвонков.

5. Через сердце рыб проходит кровь:

а – венозная;
б – артериальная;
в – смешанная.

3. Распределите рыб по отрядам:

а – Камбалообразные;
б – Осетровые.

1 – сазан; 2 – палтус; 3 – белуга; 4 – горбуша; 5 – севрюга; 6 – щука; 7 – килька; 8 – калуга; 9 – семга; 10 – стерлядь; 11 – форель; 12 – корюшка; 13 – хариус; 14 – карась; 15 – плотва.

4. Объясните понятия.

1. Дерма.
2. Амниоты.
3. Венозный синус.
4. Лейкоциты.
5. Икринка.
6. Целом.
7. Нерест.

Вариант 4

1. Выпишите номера верных суждений.

1. Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище–в хвост.
2. При передвижении большинство рыб пользуются грудными плавниками как веслами.
3. Рыбы не имеют органов слуха.
4. Тела позвонков имеют двояковогнутую форму.
5. Спинной мозг находится в позвоночном канале.
6. У всех рыб имеется плавательный пузырь.
7. Постоянный ток воды через рот, глотку, жаберные щели поддерживается глотательными движениями ротовых органов.
8. Температура тела рыб низкая, но постоянная.
9. Все рыбы нерестятся весной.
10. Все рыбы – обитатели водной среды.

2. Выберите буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Плавательный пузырь имеется у:

а – всех видов рыб;
б – всех видов рыб кроме хрящевых;
в – всех видов рыб кроме хрящевых и некоторых костных.

2. Органы боковой линии имеются у:

а – всех видов рыб;
б – только костных;
в – только костистых и класса костных рыб.

3. Слизь, которой покрыто тело рыбы, выделяется:

а – кожными железами;
б – чешуей;
в – боковой линией.

4. У рыб глаза всегда открыты, потому что веки:

а – срослись и превратились в прозрачную оболочку;
б – отсутствуют; в – неподвижны.

5. Половые органы рыб открываются наружу:

а – самостоятельным отверстием;
б – мочеполовым отверстием у самцов и половым отверстием у самок;
в – анальным отверстием.

3. Распределите рыб по отрядам:

а – Карпообразные;
б – Окунеобразные.

1 – горбуша; 2 – налим; 3 – скумбрия; 4 – судак; 5 – линь; 6 – сардина; 7 – сазан; 8 – тунец; 9 – карась; 10 – вьюн; 11 – горчак; 12 – голавль; 13 – плотва; 14 – ставрида.

4. Объясните понятия.

1. Эпидермис.
2. Анамнии.
3. Луковица аорты.
4. Эритроциты.
5. Феромоны.
6. Молоки.
7. Целом.

Ответы

Вариант 1

1. 1, 3, 4, 7, 8, 9.

2. 1в, 2б, 3в, 4а, 5б.

3. а: 3, 4, 11, 12; б: 2, 5, 8, 9, 10, 13.

1. Ихтиология – наука о рыбах.
2. Гомоцеркальный хвостовой плавник – равнолопастной (например у карпа).
3. Хроматофоры – клетки кожи, содержащие красящие пигменты и определяющие ее цвет.
4. Жаберные лепестки – выросты жабры, в которых происходит газообмен.
5. Нерест – брачное поведение рыб, заканчивающееся выметыванием половых продуктов с последующим оплодотворением.
6. Тромбоциты – клетки крови.
7. Венозный синус – расширение вены у сердца.

Вариант 2

1. 1, 3, 4, 7, 9, 10.

2. 1б, 2в, 3а, 4б, 5в.

3. а: 2, 4, 5, 9, 10, 12, 13; б: 11, 14, 15.

1. Гетероцеркальный хвостовой плавник – разнолопастной (например, у акул).
2. Целом – вторичная полость тела.
3. Жаберные тычинки – выросты жабры, представляющие собой цедильный аппарат.
4. Каракоид – кость, которая входит в плечевой пояс.
5. Ноздри – орган обоняния рыб.
6. Молоки – семенники у самцов рыб, сперма рыб.
7. Дерма – внутренний слой кожи.

Вариант 3

1. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

2. 1б, 2б, 3а, 4в, 5а.

3. а: 2; б: 3, 5, 8, 10.

1. Дерма – внутренний слой кожи.
2. Амниоты – позвоночные животные, для которых характерно образование зародышевых оболочек.
3. Венозный синус – расширение вены у сердца.
4. Лейкоциты – клетки крови.
5. Икринка – яйцеклетка с запасом питательных веществ.
6. Целом – вторичная полость тела.
7. Нерест – брачное поведение рыб, заканчивающееся выметыванием половых продуктов с последующим оплодотворением.

Вариант 4

1. 1, 4, 5, 7, 10.

2. 1в, 2а, 3а, 4б, 5б.

3. а: 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13; б: 3, 4, 8, 14.

1. Эпидермис – верхний слой кожи.
2. Анамнии – позвоночные животные, для которых не характерно образование зародышевых оболочек.
3. Луковица аорты – расширение аорты у сердца.
4. Эритроциты – клетки крови.
5. Феромоны – сигнальные вещества, которые выделяют кожные железы. Стимулируют брачное поведение.
6. Молоки – семенники у самцов, сперма рыб.
7. Целом – вторичная полость тела.

Литература

Биологический энциклопедический словарь. «Большая российская энциклопедия. 1995

Кузнецов С.В., Чебышев Н.В. и др. Зоология. Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова. 1995.

Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. Российская ассоциация учителей биологии, 1993.

Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. – М.: Просвещение, 1988.

Страница 1

Выберите правильные утверждения

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)

3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)

4. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.

5. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. (+)

6. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)

7. Кровеносная система рыб незамкнутая.

8. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)

9. Кровь у рыб в предсердии венозная, а в желудочке артериальная.

10. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

11. Органы выделения рыб – почки. (+)

Укажите правильные ответы

1. Рыбы относятся к типу:

а – бесхордовые;

б – полухордовые;

в – хордовые. (+)

2. Большинство рыб относится к классу:

а – костных рыб; (+)

б – хрящевых рыб;

в – ланцетников.

3. К парным плавникам относятся:

а – только грудные;

б – только брюшные;

в – грудные и брюшные. (+)

4. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а – создание устойчивости тела при движении;

б – защита от хищников;

в – то и другое. (+)

Биологические задачи

1. Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое, сильно сжатое с боков; у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное; у рыб-игл – иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?

2. У большинства современных рыб кожа покрыта чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных?

3. Для борьбы с малярией в 30-е годы в нашу страну была завезена и выпущена в водоемы небольшая рыбка гамбузия. Почему внимание ученых-зоологов привлекла именно эта рыба?

I. Отметь правильные суждения

1. У всех рыб обтекаемая форма тела. (+)

2. Тело всех рыб покрыто костной чешуей.

3. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста. (+)

4. Основной орган движения и «руль» рыбы – спинной плавник.

5. Органом слуха рыб является наружное ухо.

6. Рыбы не могут поворачивать голову, зато глаза у них подвижные. (+)

7. Выделительная система рыб представлена только почками и мочеточниками.

8. В холодной воде растворенного кислорода больше, чем в теплой, поэтому сброс теплой воды (тепловое загрязнение) может вызвать замор рыбы. (+)

9. У рыб, впадающих в спячку, обмен веществ повышается.

10. Сердце у рыб всегда наполнено артериальной кровью.

11. Органы тела рыбы снабжаются смешанной кровью.

12. Оплодотворение у большинства рыб наружное: икра выметывается в воду. (+)

6.3 Контрольная работа «Хрящевые и костные рыбы»

Вариант 1

1. Выпишите номера верных суждений.

1. Большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

2. Хвост рыбы–та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.

3. Глаза рыбы не имеют век.

4. В каналах органов боковой линии имеются чувствительные клетки.

5. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.

6. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке –артериальная.

7. Плавательный пузырь наполнен смесью газов.

8. Большинство рыб – раздельнополые животные.

9. Органы выделения рыб – туловищные почки.

10. Из хрящевых и костных рыб наиболее богат видами класс хрящевые рыбы.

2. Выберите буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Рыбы относятся к типу:

а – бесхордовые;

б – полухордовые;

в – хордовые.

2. Тело покрыто костной чешуей:

а – только у хрящевых рыб;

б – только у костных рыб.

3. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а – при движении;

б – защиты от хищников;

в – те и другие.

4. Рыба не может поворачивать голову, потому что:

а – череп неподвижно соединен с позвоночником;

б – этому мешают жаберные крышки; в – этому препятствует жаберная чешуя.

Материалы по педагогике:

Информационные технологии
Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Если в качестве признака информацио...

Сущность и содержание понятия геоэкологического мышления
В начале XX. в. географическая наука вышла на качественно новый уровень своего развития, обусловленный возросшим значением географии в понимании сложных природных и социальных процессов, происходящих на нашей планете, в оптимизации использования ее пространства и освоении ресурсов, в осмыслении буд...

Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, отстающих от других в изучении программного материала
Основной целью ее является своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики. Передовой опыт работы учителей математики свидетельствует об эффективности следующих положений, связанных с организацией и проведением внеклассной работы с о...