Техника выполнения. Из упора присев или упора стоя на коленях, разгибая ноги, согнуться в тазобедренных суставах и, наклоняя голову на грудь, опуститься на шею и лопатки. Далее, не отрывая носки от пола, подставляя руки под спину, поднять ноги в стойку на лопатках, перекатом вперёд в группировке встать (рис. 83).
Рис. 83. Кувырок вперёд в стойку на лопатках
Последовательность обучения.
1. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках.
2. Из упора стоя на коленях кувырок вперёд в стойку на лопатках.
3. Из упора присев кувырок вперёд в стойку на лопатках.
Типичные ошибки.
1. Преждевременный отрыв ног от опоры и падение вперёд.
2. Постановка рук с широко разведёнными локтями.
3. Ошибки, типичные для стойки на лопатках.
Страховка и помощь. Во избежание сильного вращения и возможного опускания таза, стоя сбоку, поддерживать за голень, помогая перейти в стойку на лопатках, далее помогать, как при выполнении стойки на лопатках.
Стойка на голове согнув ноги
Техника выполнения. Упражнение является подводящим для освоения стойки на голове и руках. Из упора присев, разгибая ноги, опереться головой о мат, перенося массу тела на руки и голову, без толчка и маха согнуть к груди сначала одну ногу, затем другую, принимая стойку на голове согнув ноги (рис. 84).
Рис. 84. Стойка на голове согнув ноги
Последовательность обучения.
1. Руки и голова должны образовать равносторонний треугольник. Кисти располагаются на ширине плеч. Голова опирается верхней частью лба.
2. Из упора присев стойка на голове с согнутыми ногами с помощью.
3. Из упора присев стойка на голове самостоятельно.
Типичные ошибки.
1. Неправильная постановка головы: не на лоб, а на темя.
2. Близкая постановка головы к рукам (нарушен принцип равностороннего треугольника).
3. Сгибание ног не к груди, а за спину.
Страховка и помощь. Помогать, стоя сбоку на коленях, поддерживая одной рукой под спину, другой за голени.
Кувырок назад в полушпагат
Техника выполнения. Заканчивая кувырок назад, согнуть одну ногу к груди и, опираясь на руки, поставить её на колено, другую ногу не сгибать и не опускать; выпрямиться, разогнуть руки в упор стоя на колене. Опуская ногу и отодвигаясь, выпрямиться, скользя руками по полу, - полушпагат (рис. 85).
Рис. 85. Кувырок назад в полушпагат
Последовательность обучения.
1. Из упора присев кувырок назад в упор присев
2. Из упора присев кувырок назад в упор стоя на коленях.
3. Из упора присев кувырок назад в упор стоя на одном колене, другую назад.
4. Из упора стоя на коленях, опираясь руками о пол, выдвигая вперёд левое (правое) колено и отводя назад другую ногу, коснуться тазом пятки левой (правой) ноги; выпрямиться, руки в стороны, смотреть вперёд (рис. 86).
Рис. 86
5. Из упора стоя на одном колене, другую назад, опуская одну ногу и отодвигаясь, выпрямиться, скользя руками по полу,
и принять полушпагат.
6. Из упора присев кувырок назад в полушпагат.
Типичные ошибки.
1. Резкое опускание согнутой и прямой ноги.
2. Сгибание ноги, отведённой назад.
Страховка и помощь. Стоя сбоку, поддерживать под бедро прямой ноги и под плечо.
Акробатические упражнения в школьной программе представлены с 1 класса. Они имеют исключительное значение, т.к. содействуют общей и специальной физической подготовке школьников - развивают силу, ловкость, быстроту, реакцию, ориентировку в пространстве, совершенствуют вестибулярный аппарат. Акробатические упражнения способствуют развитию волевых качеств учащихся, а также содействуют и облегчают обучение упражнениям на гимнастических снарядах.
В состав акробатических упражнений входят: группировки, перекат, кувырки, стойки, "мост", переворот боком.
Группировка является основным упражнением при обучении перекатам и кувыркам. Выполнять группировку можно из положения, стоя, сидя и лежа. В группировке колени должны быть прижаты к груди, спина округлена, голова наклонена вперед, хват за верхнюю часть голени, локти прижаты к бедрам. При выполнении кувырков в сторону возможна "широкая" группировка, при которой согнутые ноги разведены в стороны. Проверить качество группировки можно следующим образом: выполнившего группировку ученика в по-ложении лежа на спине приподнять, взяв за голеностопы. Если уче-ник удерживает ноги, плотно прижимая их к груди, значит, ошибок нет. Ноги выпрямляются если - голова откинута назад, локти отве-дены в стороны, спина прямая. Обучение группировке проводится в сочетании с упражнениями в перекатах.
Перекаты - это вращательные движения с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову. Перекаты выполняются вперед, назад и в сторону, на спине и животе, в группировке согнувшись и прогнувшись.
Перекаты прогнувшись, выполняются из положения, лежа на животе, из упора лежа, из стойки на коленях. Из положения, сидя, в группировке и согнувшись после выполнения наклона.
Обучение перекатам следует начинать из положения, лежа на спине; в группировке, в положении согнувшись, а также выпрям-ленным телом (в "лодочке"), затем выполняется из упора присев перекат назад - перекатом вперед, упор присев.
При выполнении перекатов назад не следует поднимать плечи, прогибаться, а также подставлять руки и откидывать голову назад. При перекате вперед плечи должны как бы догонять ноги, голову следует держать на груди сохраняя при этом положение группировки.
Кувырки - это вращательные движения с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Кувырки выполняются вперед, назад, в сторону, в группировке согнувшись и прогнув-шись из различных исходных положений в различные конечные положения. Выполнять кувырки вперед можно из приседа, полуприседа, из положения, стоя, с разбега и через препятствие. Кувырок назад из упора присев, из седа, из положения стоя. Кувырок в сторону - из упора присев, из упора присев на правой, левая влево на носок. Обучение кувыркам начинают после овладения группировкой и перекатом.
Кувырок вперед - начинать обучение кувырку следует по частям. Из упора присев на левой правая назад на носок, выпрямляя опорную ногу, сгибая руки и округляя спину занимающийся принимает положение лежа на спине согнувшись. Далее перекатом вперед - наклон вперед.
То же упражнение, но вместо наклона ученик берет группировку. Выполнение кувырка в целом из седа на пятках, руки вперед с наклонной плоскости. Выполнение в стандартных условиях.
При обучении и выполнении кувырка могут быть допущены следующие ошибки:
Ученик постоянно держит руки прямыми (удар спиной);
Кувырок выполняется под себя (опускание рук и отсутствие толчка ногами, если толчок выполнен полностью, ноги должны выпря-миться) ;
Ученик берет группировку лежа на спине, (группировка берется во второй части переката вперед).
Выполнение длинного кувырка, кувырка из положения, стоя, с разбега и через препятствие принципиальной разницы в технике не имеет. Отличие лишь в исходном положении и силе толчка ногами. При выполнении длинных кувырков во время толчка ногами руки должны находиться вверху. Основной ошибкой, вследствие которой ученик ударяется поясницей, является неправильное сгибание ног. Ученик не берет группировку, прижимая колени к груди и сгибает ноги, под себя выпрямляя спину (желание быстрее встать на ноги).
Кувырок назад.
Обучение кувырку назад целесообразно начинать с обучения постановки рук. Из положения, лежа на спине, поставить руки за головой локтями вверх.
Движение следует начинать прямыми руками:
Из упора присев выполнить перекат назад и положить прямые руки за головой,
Из упора присев с наклоном плоскости кувырок назад через прямые руки в сед на пятки,
То же в присед,
Из упора присев перекат назад с постановкой рук за головой,
Кувырок назад с наклонной плоскости, со страховкой
- кувырок назад в стандартных условиях.
При выполнении кувырка назад следует избегать следующих ошибок:
Не поднимать плечи и голову в упоре присев,
- не откидываться назад,
Из упора присев не опускать руки и не подставлять их,
Не разводить локти при постановке ладоней и ладони ставить на ширине плеч,
При выполнении кувырка в положении лежа на спине ноги не вып-рямлять. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь.
Из седа руки вверх на наклонной плоскости кувырок назад согнув-шись.
Из и.п. - о. с. наклоняясь вперед, отвести руки назад, активно разгибаясь назад кувырок назад согнувшись.
Кувырок назад через стойку на руках. Подводящие упражнение при обучение:
После наклона в седе, активно разгибаясь, перекат назад в стойку на лопатках с постановкой рук за головой,
То же упражнение из упора присев и о. с.,
Выполнение элемента с помощью партнера,
Самостоятельное выполнение.
Возможные ошибки .
Ученик "пробивает" стойку (нет разгибания или выпрямления ног в стойку на лопатках). При выполнении переката, ученик берет груп-пировку руками, вследствие чего ставит руки за головой и выпрямляет их после того, как ноги и таз прошли вертикальное положение;
Выпрямляя руки, ученик поднимает плечи;
Ученик не доходит до стойки (при постановке рук сильно прогнут).
При самостоятельном выполнении в случае "пробивания" элемент следует выполнять у низкой перекладины, повесив предварительнона нее гимнастический мат.
Стойки .
Стойки в школьной программе представлены: стойкой на лопатках, стойка на руках и голове, стойкой на руках.
Стойка на лопатках. Данный элемент выполняется из следующих положений - из положения, лежа на спине в группировке и согнувшись, после переката назад, из упора присев и седа, а также из упора стоя ноги врозь, кувырком вперед. Стойку можно выполнять с опорой руками о поясницу и с опорой о пол прямыми руками. Начинать обучение следуют в парах. В И.п. - лежа на спине подняв таз вверх, руки вдоль тела, ладонями вниз, - страхующий поднимает за носки прямое тело партнера до стойки, затем выполняющий подставляет руки под поясницу большими пальцами вперед, локти при этом широко не разводить.
После того, как занимающийся "прочувствовал" прямое положение тела в стойке, можно приступать к самостоятельному выполнению из различных исходных положений. При выполнении стойки на лопатках из упора стоя ноги врозь кувырком вперед, руки следует ставить несколько вперед, так, чтобы основная нагрузка была на руки. После сгибания рук и опускания на лопатки, руки следуют быстро перевести вперед и подставить под поясницу, ноги при этом касаются носками пола за головой. Затем, разгибаясь тазобедренных суставах, выполнить стойку на лопатках.
Стойка на руках и голове . Выполнять стойку можно из положения седа на пятках, из упора присев, из упора стоя ноги врозь, в группировке и согнувшись, толчком и силой. При выполнении стойки следует знать, что руки и голова (ставящаяся на лобную часть) должны образовывать равносторонний треугольник.
Неустойчивое положение отсутствует опора руками, т. к. локти разведены в стороны или руки находятся практически в прямом положении из-за того, что ученик ставит голову слишком далёко вперед). Голова ставится не на лобную часть.
Ученик не доходит или падает со стойки (резкое выпрямление ног или разгибание, после постановки головы ученик "ищет" опору ру-ками или делает перекат со лба на затылок, сильно прогнутое положение тела.)
В начале обучения следует выполнять стойку в группировке из седа пятках и упора присев, при выполнении стойки из упора стоя согнувшись не следует разгибаться ногами назад - в этом случае стойка получается диагональная. Необходимо при выполнении разводить ноги в стороны и выполнить стойку ноги врозь, а лишь затем соединить ноги. Для совершенствования стоек на лопатках, руках и голове, можно выполнять следующие упражнения: разве-дение и сведение ног, как в стороны, так и вперед и назад, сгибание и выпрямление ног, опускание ног до касания носками пола с последующим разгибанием в стойку.
Стойка на руках.
Для успешного овладения стойкой на руках следует выполнить ряд подводящих упражнений:
а) Из стойки руки вверх, подавая тело вперед, выставить и согнуть опорную ногу так, чтобы руки, тело и маховая нога составляли одну прямую линию.
б) Продолжая сгибать опорную ногу и поднимая маховую, поставить руки (руки при этом не опускать) - руки, спина и маховая нога составляют одну прямую линию.
в) Из положения (б) не опуская маховую ногу выполнить толчок опор-ной ногой (толчковая нога должна выпрямиться) и опустить ее на то же место.
г) Выполнение стойки со страховкой (страхующий находится со сто-роны маховой ноги) .
д.) Самостоятельное выполнение стойки у опоры спиной и лицом к ней.
Возможные ошибки при выполнении:
Опорная нога ставится не вперед, а под себя вследствие чего происходит падение на руки;
При постановке рук ученик берет голову на грудь;
Выполняя толчок, ученик оттягивается от стойки;
После постановки рук ученик поднимает плечи и сильно прогибается;
Расслабленные и разведенные ноги в стойке;
Стойка на руках кувырок вперед.
Правильное исполнение стойки на руках с кувырком вперед:
Неправильное исполнение.
Переворот боком.
Начинать обучение перевороту следует после ознакомления со стойкой на руках.
Подготовительные упражнения:
Стойка на руках ноги врозь у опоры со страховкой;
Стоя правым боком к стене, принять положение упора присев на левой, правая нога вверх, а правая рука вперед, выполнить мах и толчок в стойку ноги врозь, поставив при этом правую кисть пальцами вовнутрь. Упражнение выполняется со страховкой;
Из и.п., но стоя левым боком к стене, махом одной и толчком другой выполнить стойку ноги врозь, затем опуститься в упор стоя согнувшись, выпрямиться, руки в стороны и выполнить поворот плечом назад в том же направлении;
Выполнение переворота со страховкой (страхующий находится со стороны спины занимающегося и поддерживает его за поясницу).
Возможные ошибки при обучении:
При выполнении переворота с левой ноги, сильное смещение влево (ученик опускает левую руку, ставит ее под себя, поворачивая при этом плечи);
Сильное смещение вправо - "висит" маховая нога, ученик ставит обе руки одновременно, нет полного отталкивания);
Ученик не докручивает переворот (нет отталкивания руками т.к. вторую руку ученик ставит на "перелом" - пальцами наружу, а не вовнутрь);
Заканчивать колесо следует в широкой стойке, руки в стороны, а затем приставить ногу, не меняя направление
Мост.
Данное упражнение выполняется из положения, лежа на спине и из положения стоя при выполнении моста из любого положения плечи должны находится над кистями, руки и ноги полностью выпрямлены. Обучение моста, из положения стоя, следует начинать у стены или гимнастической стенки выполнив максимальный наклон назад, поставить руки на опору, поочередно переставляя прямые руки, опуститься до положения моста, а затем вновь подняться и выпрямиться. Из стойки руки вверх максимально прогнуться, подавая таз вперед, не опуская при этом рук, опуститься в мост (руки при этом необходимо видеть). Для того чтобы встать с моста, необходимо сделать толчок руками так, чтобы, основная, масса тела приходилась на ноги подавая таз вперёд выпрямиться.
Обучение повороту на 180 о в "мосте" начинают стоя в наклоне назад у стенки. Для более успешного овладения поворотом следует выполнять мост опираясь одной, опорной рукой.
2. Кувырок назад из упора присев
Кувырки выполняются вперед и назад, индивидуально, в парах и большими группами.
Кувырки вперед - из упора присев, с шага, из стойки ноги врозь, с опорой и без опоры руками, из упора лежа, с выпада и из горизонтального равновесия, из стойки на руках в упор присев, в сед, в стойку на лопатках; длинный кувырок, прыжком и прогнувшись.
Кувырки назад - из седа, из упора присев, из основной стойки после седа с прямыми ногами - в упор стоя на одном и двух коленях, в полушпагат, в упор стоя, ноги врозь; назад согнувшись, ноги вместе и врозь; через стойку на руках; через плечо (согнувшись и прогнувшись); в парах, взявшись под руки; кувырок вперед без опоры руками из положения боком друг к другу; со скрестным хватом руками.
Кувырок, выполняемый вперед вдвоем, держась за голени: первый лежит на спине, подняв прямые ноги, второй стоит лицом к нему у головы (голова первого между стопами второго), оба захватывают друг друга за голеностопы; второй наклоняется вперед, слегка отталкивается ногами, ставит ноги первого (согнутые в коленях) ступнями на пол на ширину плеч и, сгибая руки, выполняет кувырок, поднимая ногами партнера; первый встает и выполняет то же самое. Кувырок, выполняемый вдвоем: стоя лицом друг к другу на расстоянии двух шагов, первый выполняет кувырок вперед, второй прыгает через него, ноги врозь-затем оба прыжком поворачиваются лицом друг к другу и кувырок выполняет второй, а первый прыгает через него, ноги врозь и т.д. Это упражнение можно выполнять втроем.
Цель: тренировка координации движений конечностей, навыков пространственной ориентации
1. В положении «присев» обхватите колени обеими руками.
2. Выполняйте перекат назад на спине, приготовившись опереться ладонями об пол ниже уровня плеч.
3. Выпрямив ноги, коснитесь носками пола, затем оттолкнитесь руками и, закончив выполнение кувырка назад, вернитесь в исходное положение приседа.
Кувырок назад. Из упора присев надо опуститься в сед, не изменяя принятого положения группировки, энергично перекатиться по мату назад, захватить руками ноги около коленных суставов, активным движением усилить вращение. К моменту касания затылком мата быстро поставить руки у головы пальцами как можно ближе к плечам и разогнуть ноги до касания носками пола. Разгибанием рук облегчить переворачивание через голову, одновременно согнуть ноги и принять упор присев. Успешное выполнение кувырка назад во многом зависит от своевременной постановки рук. Голова должна быть наклонена на грудь. Страховать, стоя сбоку, за поясницу в направлении движения.
Сед с прямыми ногами из основной стойки является связующим и наиболее характерным элементом для выполнения различных вариантов кувырка назад. Поэтому его изучают отдельно. Из основной стойки делается наклон вперед, руки ставятся как можно дальше назад. Продолжая наклоняться вперед, выполнить сед с прямыми ногами, ставя прямые руки на опору. При разучивании сначала выполняется хороший наклон вперед с прямыми ногами, затем сед на повышенную опору с помощью товарища (стоя впереди и удерживая за руки или сзади и помогая за пояс), сед, постепенно понижая опору, с помощью и самостоятельно.
Кувырок назад согнувшись. Из основной стойки, наклоняясь вперед, выполняется сед с прямыми ногами, затем делается перекат на спину с последующим переворачиванием через голову в упор стоя согнувшись (можно ноги врозь). Действия руками в момент переворачивания через голову те же, что и в простом кувырке назад.
Кувырок назад прогнувшись через плечо выполняется из седа с прямыми ногами. Наклоняясь назад и одновременно поднимая ноги, надо перекатиться на лопатки, руки отвести в стороны и положить ладонями на пол; опираясь на руки, голову наклонить на левое плечо и, поворачивая ладонь правой руки по ходу кувырка и разгибаясь через стойку на правом плече, мягко перекатиться через грудь и живот в упор на бедрах. В момент перехода через стойку на плече руки поставить ближе к туловищу и, опираясь на них, смягчить перекат. При обучении этому упражнению необходимо в положении лежа на спине, руки в стороны, наклонить голову к плечу и повернуть кисть; из стойки на плече сделать перекат через грудь и живот в упор лежа на бедрах; из упора лежа согнувшись разогнуться в тазобедренных суставах и вновь прийти в исходное положение; из седа выполнить перекат на спину с наклоном головы; выполнить разгибание и перекат через грудь с поддержкой за ноги. Страховку оказывают, стоя сбоку, за ноги.
Кувырок назад через стойку. Выполняется из седа с наклоном вперед или после седа назад с прямыми ногами. Заканчивая перекат назад согнувшись, поставить руки около плеч и быстро разогнуться ногами вверх, одновременно активно выпрямить руки. После выхода в стойку можно, сгибаясь, перейти в упор стоя согнувшись или, сгибая руки, выполнить перекат в упор лежа; можно также обратным движением сделать кувырок в группировке или согнувшись. При обучении этому упражнению необходимо: из упора согнувшись поставить руки около плеч, выполнить разгибание в стойку с помощью товарища и вернуться в исходное положение несколько раз подряд; выполнить то же, но при активной помощи страхующего за ноги в момент разгибания. Страховку оказывают стоя сбоку.
Кувырок назад в стойку. Гимнаст, слегка сгибая руки и выпрямляя тело, начинает опускаться в упор на руках. Опускание на жерди с почти прямыми руками даёт возможность выполнить движение с широкой амплитудой и накопить много кинетической энергии к моменту принятия вертикального положения внизу. Кроме того, перемещая тело в упоре на прямых руках, можно наращивать скорость движения за счет активных мышечных усилий (притягивания руками к опоре). При переходе в упор на руках гимнаст умеренно увеличивает прогиб в пояснице, стремясь оставить ноги сзади. Вследствие этого мышцы передней поверхности тела растягиваются, подготавливая бросок ногами. Перемещаясь в упоре на руках, не следует пассивно провисать в плечах. Наоборот, нужно стремиться сохранить высокое положение. Правда, и в этом случае гимнаст провиснет, так как давление на руки в вертикальном положении бывает довольно значительным (в 4 раза превышает вес гимнаста). Но такое провисание является активным: мышцы находятся в состоянии растянутой пружины, в полной готовности для быстрого сокращения. При пассивном провисании нельзя быстро сократить мышцы, не говоря уже о том, что можно получить травму плечевого пояса. Примерно в вертикальном положении начинается быстрое сгибание в тазобедренных суставах и пояснице и ноги обгоняют туловище. Это дает возможность сохранить высокую угловую скорость, несмотря на перемещение тела в направлении против действия силы тяжести. При движении гимнаста на уровне опоры его сносит центробежной силой вперед. Если локтевые суставы не фиксированы, то гимнаст вынужден сделать нежелательное движение плечами вперед вдоль жердей и, как правило, рано отпустить руки. Поэтому чем больше разгон при кувырке, тем жестче должен гимнаст держать руки непосредственно перед отпусканием жердей. Тотчас после пересечения ногами уровня жердей начинается резкое разгибание тела с одновременным отпусканием кистей для перехвата. Это разгибание позволяет, с одной стороны, произвести сильный нажим (толчок) плечами на жерди, что способствует дополнительному взлету тела вверх, с другой - вызывает торможение вращательного движения ног. В этой фазе спортсмен выполняет энергичные движения руками и головой. Быстро перехватив руки и отклонив голову назад для зрительного контроля, гимнаст завершает упражнение.
1. Умение выполнять подъем махом вперед с максимальной амплитудой после отодвига из стойки на руках.
2. Владение техникой сальто назад в стойку из упора.
Упражнение изучается в целом с помощью страховочного пояса или с поддержкой за бедро в момент вылета на сальто. Тренер находится на площадке, установленной на уровне брусьев в 10 - 15 см от ближней жерди. Подхватывая гимнаста за ноги, он помогает ему зафиксировать стойку на прямых руках. Трудность овладения техникой кувырка сальтовым темпом, которую испытывают многие гимнасты, объясняется не столько сложностью самого элемента, сколько недоработанностью исходной базы.
Последовательность обучения кувыркам назад
Кувырок назад в группировке из упора присев. Основное внимание следует обращать на то, чтобы после переката назад на лопатки быстро подставить руки на уровне головы ладонями на ковер, пальцами к плечам и, опираясь на них, перевернуться через голову. В качестве подводящего упражнения для овладения навыком постановки рук на опору можно рекомендовать следующее: стоя у стены и опираясь на нее лопатками, быстрым движением ставить руки ладонями на стену у головы.
Кувырок назад через плечо из седа с прямыми ногами перекатом назад с последовательным сгибанием и разгибанием ног в тазобедренных суставах и отведением головы влево (вправо). Перекат выполняется, прогнувшись через плечо до упора лежа на бедрах.
Кувырки назад из разных и. п. (стойка ноги врозь, стоя согнувшись, стоя на коленях, о. с. и т. д.).
Кувырки назад из разных и. п. с выходом в различное конечное положение (стойку на одном колене, стойку на руках, о. с. и т. д.).
Литература
1. Иваницкий М.Ю. Анатомия человека: Учебник для вузов физической культуры/.- М Терра – Спорт: Олимпия РКЕ88, 2003. – 624с.
2. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с.
акробатических упражнений.
Упражнения в балансировании.
Равновесия. Равновесие - это статическое положение, при котором исполнитель стоит на одной ноге.
Технически правильно выполнение характеризуется точностью принятия заданной позы и прочностью ее фиксации без колебаний не менее 2-3 секунд.
Согнув ногу - тело вертикально; опора на всю ступню выпрямленной ноги, свободная нога согнута и приподнята вперед. Высокое равновесие - тело вертикально, Свободная нога отведена назад до горизонтального положения. Равновесие « Ласточка» - тело наклонено вперед в прогнутом положении, свободная нога поднята не ниже уровня плеч. Шпагаты. Шпагат - сед с предельно разведенными ногами.
Технически правильное исполнение шпагатов характеризуется легкостью и точностью принятия заданной позы без дополнительных покачиваний, колебаний, с касанием опоры всей длиной ног.
Выполнение шпагатов увеличивает подвижность в тазобедренных суставах, что делает движения гимнастов более свободными, легкими, красивыми, а также предохраняет от возможных травм.
Шпагат левый (правый) - указывается нога, находящаяся спереди, туловище прямо, разрешается опора на руку (руки). При выполнении шпагата с наклоном вперед (назад) требуется указание: с наклоном, с наклоном назад. Полушпагат «улитка» - сед на пятке, находящейся спереди согнутой ноги, другая сзади, туловище вертикально. Прямой шпагат - сед с предельно разведенными врозь ногами (в стороны), туловище вертикально, руки в стороны.
Мосты. Мост - дугообразное, максимально прогнутое положение исполнителя с опорой на ноги и руки спиной вниз.
Способы выполнения: Пригибанием из положения лежа на спине с опорой на согнутые ноги и руки; Наклоном назад из стойки врозь, руки вверху; Поворотом на 180 градусов из упора на руках; Разгибом из упора лежа на лопатках.
При технически правильно и исполнении ноги и руки на ширине плеч, ноги выпрямлены, опора на всю ступню и ладонь, вес тела переведен на руки. Мост на коленях - мост с опорой на голени и руки. Мост на предплечьях - мост с опорой на ноги и предплечья.
Упоры. Упор - это вертикальное или горизонтальное статическое положение занимающегося с опорой на руки и расположением плеч выше точек опоры.
Технически правильное исполнение характеризуется точностью принятия заданной позы и прочностью ее фиксации не менее 3-х секунд. Систематическое выполнение упоров способствует развитию силы рук и туловища, облегчает занимающимся освоение стоек на руках и целого ряда парных и групповых упражнений.
Упор согнув ноги - тело вертикально, ноги согнуты и приближены к груди, руки выпрямлены. Упор углом - то же, ноги выпрямлены и образуют с туловищем прямой угол, ноги горизонтально полу или чуть выше.
Стойки. Стойки - статическое вертикальное положение, при котором исполнитель находится вверх ногами: на лопатках, голове, предплечьях, руках.
Технически правильное исполнение характеризуется точностью принятия заданной позы (выход в стойку) и прочностью ее фиксации не менее 3-х секунд.
Систематическое выполнение различных стоек тренирует вестибулярный аппарат и сердечно - сосудистую систему, укрепляет мышцы рук, шеи и туловища, подводит к выполнению целого ряда парных и групповых упражнений.
Стойка на лопатках - стойка с опорой на лопатки, затылок, локти и с поддержкой руками под спину. Стойка на лопатках, руки на полу - то же, но без поддержки руками о спину. Стойка на голове - тело прямое с опорой на руки и голову. Стойка на руках - тело прямое с опорой на кисти.
Вращательные упражнения.
Перекаты. Перекат - вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову.
Многократное выполнение разнообразных перекатов является действенным средством тренировки вестибулярного аппарата, развития гибкости, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.
Перекат из стойки на лопатках выполняется вращением вперед в группировке в положение упора присев.
Разновидности перекатов: В сед согнув ноги; согнувшись; ноги врозь; На одну - на одну ногу с последующим шагом вперед другой; В упор стоя согнувшись ноги врозь - с опорой на руки; В упор стоя согнувшись ноги врозь - то же, но ноги вместе; С поворотом в шпагат - то же, что и в упор стоя согнувшись ноги врозь с последующим поворотом направо (налево) шпагат правой (левой). Перекат, прогнувшись выполняется движением, вперед прогнувшись из упора лежа с последовательным касанием опоры бедрами, животом, грудью, с опорой руками у груди. Перекат прогнувшись с коленей - - то же, но из стойки на коленях. Перекат назад прогнувшись - из стойки на груди последовательный перекат назад в упор лежа. Кувырки. Кувырок - вращательное движение тела через голову вперед или назад с последовательным касанием опоры.
Технически правильное выполнение кувырков характеризуется мягкостью переката-вращения и точностью принятых положений. Умение выполнять кувырки с очень быстрым (резким) захватом ног в группировку способствует освоению техники выполнения различных сальто.
Кувырок - из упора присев толчком ног с опорой затылком и шеей перекат в группировке до упора присев. Разновидности: в сед согнув ноги, в сед, в сед ноги врозь, на одну ногу, в стойку на лопатках. Длинный кувырок - то же, но с более далекой постановкой рук вперед (без прыжка и фазы полета).
Перевороты колесом. Переворот колесом - вращение тела вперед, назад или в сторону через стойку на руках с последовательной и равномерной опорой каждой рукой и ногой.
Переворот в сторону (колесо) - переворот влево (вправо) с последовательной опорой руками и ногами через стойку ноги врозь.
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
1. Группировка.
Техника выполнения. Группировка-ухо согнутое положение тела, при котором колени подтянуты к плечам, локти прижаты к туловищу, а кисти захватывают середину голени (стопы и колени слегка разведены).
Последовательность обучения.
1.Из о. с. руки вверх, быстро присесть и принять положение в
а б в
группировке в приседе, обращая внимание на умение округлять спину.
2.Из положения упора сидя сзади быстро согнуть ноги и сгруппироваться. З. Лежа на спине руки вверх, быстро согнуть ноги и сгруппироваться.
4.Из положения, лежа на спине, поднимая туловище, принять группировку сидя.
Типичные ошибки.
1 .Откинутая назад голова.
2.Ноги вместе, не разведены.
3.Неправильный захват руками голеней (слишком высоко или низко, в «замок»).
Страховка. В большинстве случаев это упражнение доступно для самостоятельного исполнения. Обычно помощь нужна только отдельным детям.
2. «Ванька-встанька».
Техника выполнения. Перекаты - это движение с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову.
Последовательность обучения:
1.Из положения группировки, сидя перекат назад - вперед на спине.
2.Из положения группировки, сидя перекат назади перекатом вперед вернуться в и. п.
З. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед сед в группировке.
4.Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед.
5.Перекаты вперед и назад прогнувшись в положении лежа на животе.
6.Их упора присев перекат в сторону и возвратиться в и. п.
Требования к выполнению. Наиболее сложным из приведенных перекатов является перекат из
упора присев в упор присев. Для успешного освоения этого элемента вначале его можно давать из
и. п. упора присев спиной к мату, когда ноги находятся на полу около мата, что облегчает
возвращение в и. п. Во время выполнения перекатов обращать внимание на правильность и
плотность группировки.
3.Кувырок вперед.
Техника выполнения. Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 25-35см), выпрямляя ноги, перенести массу тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и, переворачивая через голову, сделать перекат на шею и лопатки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и взять группировку. Закапчивая кувырок, принять упор присев. Последовательность обучения. 1.Группировка из различных и. п.
2. Из упора присев перекат назад и перекатом вперед сед в группировке.
3. Из упора присев, кувырок вперед в сед в группировке.
4. Из упора присев назад и перекатом вперед упор присев.
5. Из упора присев кувырок вперед в упор присев.
Типичные ошибки. 1 .Опора руками близко к ступням (приводит к удару спиной).
2.Отсутствие отталкивания ногами.
3.Недостаточная группировка
4.Неправильное положение рук.
5.Опора руками сзади при переходе в упор присев.
Страховка и помощь. В большинстве случаев это упражнение доступно для самостоятельного
исполнения. Обычно помощь нужна только отдельным детям. При этом партнер, стоя на одном
колене, сбоку одной рукой помогает выполняющему наклонить голову вперед на грудь, а другой, поддерживая под грудь или плечо, обеспечивая мягкое опускание на лопатки и увеличивает вращение вперед.
4.Кувырок назад в группировке.
Техника выполнения. Из упора присев, руки несколько впереди - тяжесть тела перенести на руки; затем, отталкиваясь руками, быстро перекатиться назад, увеличив вращающий момент за счет плотной группировки; в момент касания опоры лопатками поставить кисти за плечами и, опираясь на них, перевернуться через голову (не разгибая ног) и перейти в упор присев. Последовательность обучения.
1.Кувырок вперед.
2.Из упора присев перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой.
З. Из упора присев кувырок назад в группировке в упор присев.
Типичные ошибки. 1 .Неточная постановка рук (на кулаки, на тыльную сторону кистей,
непараллельная постановка кистей и локтей).
2.Разгибание ног в момент постановки рук и переворачивания через голову.
3.Неплотная группировка.
4.Отсутствие опоры и отжимания на руках в момент переворачивания через голову.
5.Медленное переворачивание.
Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под плечо, другой, при
необходимости, подтолкнуть под спину.
5. «Самолет».
И. п. - лежа на животе, прямые ноги соединены вместе, носки вытянуты, прямые руки вытянуты
Техника выполнения. Одновременно приподнять от пола голову, грудь, прямые ноги и руки. В
этом положении переводить руки в стороны, назад, вперед. Ноги разъединять, соединять и
поочередно поднимать.
Страховка. Одной рукой поддержать ребенка под грудью, другой - под коленями или потянуть за
носки, вытягивая и выпрямляя ноги.
6. «Колечко».
И. п. - лежа на животе, упор руками в пол около груди.
Техника выполнения. Выпрямляя руки в локтях, поднять вверх голову и грудь. Затем согнуть ноги в коленях и стараться носками дотянуться до головы, образуя кольцо. Для облегчения выполнения данного упражнения ноги ребенка раздвигают в коленях на удобную для него ширину. Постепенно дети соединяют ноги и выполняют упражнение с соединенными ногами. Страховка. Одной рукой поддержать ребенка под грудь, другой - ноги около носков, не применяя физических усилий.
7. «Корзинка».
И. п. - лежа на животе, руки вытянуты вдоль туловища.
Техника выполнения. Согнуть ноги в коленях. Руками захватить носки с внешней стороны и
тянуть ноги вверх с одновременно подтягиванием вверх головы и всего туловища. Для облегчения
выполнения упражнения, как и в «колечке», можно сначала предложить детям разъединить ноги, но далее постепенно учить их выполнять упражнение с соединенными ногами. Страховка. Помочь детям захватить руками носки и потянуть ноги вверх.
8. «Ласточка» с колена или кошка хвостик подняла.
И. п. - упор на руках и коленях.
Техника выполнения. Одновременно поднять одну прямую ногу с вытянутым носком и голову, а
спину прогнуть вниз, сохраняя равновесие.
Усложнение. Поднятую ногу согнуть в колене и стараться носком дотянуться до головы.
Страховка. Помочь ребенку вытянуть ногу вверх прогнуть спину вниз. При усложнении
направить согнутую ногу к голове.
9.Стойка на лопатках («Березка»).
И. п. - лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.
Техника выполнения.
1. Поднять прямые ноги над головой, опираясь на руки и на лопатки.
2. Стараться приподнять таз от пола, как бы опираясь на руки и на лопатки.
3. Сгибая руки в локтях, подставить кисти под поясницу чуть ниже пояса (пальцы рук направлены внутрь, навстречу друг другу), а ноги выпрямлять вверх с вытянутыми носками на одной линии с тазом. Опора на лопатки, голову и локти. Опустить руки, затем медленно ноги, т. е. вернуться в и. п.
Усложнения.
1.0дну ногу согнуть в колене и носком согнутой ноги коснуться колена прямой ноги.
2.Выполнять различные движения ногами и достать коленями до носа, плеч и мата.
З. Из положения «березка» перевернуться через голову, подставив руки к плечам для опоры, и
перейти на полушпагат, или на два колена, или на ступни ног.
Страховка. Помогать, детям поднимать прямые ноги, не сгибая в коленях, и удерживать
вертикально. Помогать приподнимать таз от мата и удерживать вертикально на одной линии с
ногами, при этом вытягивать носки ног. Помогать правильно, ставить руки на таз ниже пояса, не
давая им расслабиться в местах сгибания. Учить плавно и медленно выходить из стойки в и. п.
Типичные ошибки.
1.Сгибание в тазобедренных суставах;
2.Тело отклонено от вертикальной плоскости;
3 Широко разведены локти.
10. «Птичка».
И. п. - лежа на животе, упор на ладони в пол около груди.
Техника выполнения. Выпрямляя руки, высоко поднять грудь, а голову тянуть к спине, ноги держать вместе, носки вытянуть. Усложнение. Одну ногу поднять или согнуть к голове. Страховка. Поддержка ребенка под грудью. Помочь соединить и выпрямить носки.
П. Переворот в сторону («Колесо»).
Из стойки лицом по направлению движения поднять руки вперед - вверх, ноги на ширине плеч. Сгибая левую руку, наклониться вперед, опереться ею на расстоянии шага от левой ноги. Махом правой ногой и толчком левой с поворотом на 90 градусов выйти в стойку на руках, ноги врозь (пошире). Пройдя вертикаль, оттолкнуться левой рукой, приземлиться на правую ногу.
DIV_ADBLOCK192">
разводит ноги врозь, а страхующий поддерживает со стороны спины захватом около коленей.
2.Из стойки на руках ноги врозь, опускание на ноги. Сначала помогать, как в предыдущем
упражнении, затем быстро переместить поочередно руки: одну на поясницу (в сторону опускания,
а другую под плечо, помогая опуститься на ноги - в стойку ноги врозь, руки в стороны это
упражнение помогает освоению второй половины переворота).
3. Махом одной и толчком другой стойка на руках ноги врозь с поворотом (это упражнение
связано с освоением первой половины переворота). После выхода в стойку помощь оказывать, как
в упражнении №1.
4.Махом одной и толчком другой переворот в сторону.
Типичные ошибки.
1.Руки и ноги не ставятся на одной линии.
2. Переворот выполняется не через стойку на руках.
3.Голова не откланяется назад, и ребенок не контролирует постановку рук.
4. Переворот выполняется не через стойку на руках, т. е. тело проходит не вертикально плоскости,
а сбоку.
Страховка. Поддерживать ребенка за пояс. Помогать в перевороте.
12. Из положения, лежа на спине «мост».
Техника выполнения. Лежа на спине, сильно согнуть ноги и развести их (на длину), носки развернуть кнаружи, руками опереться у плеч (пальцами к плечам). Выпрямляя одновременно руки и ноги, прогнуться и наклонить голову вперед, медленно опуститься на спину в и. п. При выполнении стремиться полностью, разогнуть ноги и перевести массу тела на руки. Последовательность обучения.
1 .Предварительно размять мышцы спины и плечевого пояса (наклоны туловища вперед, назад, в
стороны, вращения туловищем, круги и рывковые движения руками).
2.Освоить и. п. и наклон головы назад, стоя ноги врозь у гимнастической стенки, опираясь на нее.
З. Из положения, лежа на спине выполнить «мост» с помощью.
4.Из положения, лежа на спине выполнить «мост» самостоятельно.
Типичные ошибки.
1 .Ноги в коленях согнуты, ступни на носках.
2.Ноги согнуты в коленях, плечи смещены от точек опоры кистей.
З. Руки и ноги широко расставлены.
4.Голова наклонена вперед.
Страховка. Стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину у лопаток, другой под поясницу.
13. Из стойки ноги врозь наклоном назад «мост» из положения стоя.
Техника выполнения. Выполняется из стойки ноги врозь, руки вверх. Наклоняясь назад, подать таз вперед и медленно опуститься в положение «мост». При опускании голову наклонить назад до
Последовательность обучения.
1.Выполнить «мост» из положения, лежа на спине.
2.Из и. п., стоя спиной к гимнастической стенке на расстоянии полушпагата, наклон назад с
захватом руками за рейку.
З. То же на большом расстоянии и, поочередно перехватывая руками рейки гимнастической
стенки, опуститься как можно ниже. Помогать стоя сбоку, поддерживая под лопатки при
опускании и понимании туловища.
4. «Мост» наклоном назад с поддержкой стоя лицом друг к другу.
Типичные ошибки. При наклоне туловища назад и опускании в «мост» голова не полностью
отведена назад.
Страховка и помощь. Страховку осуществлять стоя сбоку, поддерживая одной рукой под
лопатки, другой под поясницу. Упражнение выполняют со страховкой до полного освоения.
14. Кувырок назад в полу шпагат.
Техника выполнения. Заканчивая кувырок назад, согнуть одну ногу к груди и, опираясь на руки, поставить ее на колено, другую ногу не сгибать и не опускать; выпрямиться, разогнуть руки в упор стоя на колене. Опуская ногу и отодвигаясь, выпрямиться, скользя руками по полу - полушпагат.
Последовательность обучения.
1 .Из упора присев кувырок назад в упор присев.
2.Из упора присев кувырок назад в упор, стоя на коленях.
З. Из упора присев кувырок назад в упор, стоя на одном колене, другую назад.
4.Из упора стоя на коленях, опираясь руками о пол, выдвигая вперед левое (правое) колено и
отводя назад другую ногу, коснуться тазом пятки левой (правой) ноги; выпрямиться, руки в
стороны, смотреть вперед.
5.Из упора стоя на одном колене, другую назад, опуская одну ногу и отодвигая, выпрямиться,
скользя руками по полу, и принять полушпагат.
6.Из упора присев кувырок назад в полушпагат.
Типичные ошибки.
1.Резкое опускание согнутых и прямой ноги.
2.Сгибание ноги, отведенной назад.
Страховка и помощь. Стоя сбоку, поддерживать под бедро прямой ноги и под плечо.
15. Равновесие на одной ноге, руки в стороны.
Техника выполнения. Равновесие - это положение, в котором ребенок стоит на одной ноге,
наклонившись вперед, подняв др. ногу назад до отказа и руки в стороны.
Для принятия равновесия из о. с. отвести одну ногу максимально назад и несколько прогнуться.
Сохраняя такое положение, сделать наклон вперед.
Последовательность обучения.
1.Стоя лицом у гимнастической махи одной ногой назад.
2.Равновесие, стоя боком у гимнастической стенки.
3.Равновесие самостоятельно. Удерживать равновесие следует по 3-4с, а для совершенствования
до 10с, выполнять равновесие с закрытыми глазами.
4.Равновесие на одной, выпад вперед и кувырок вперед.
Типичные ошибки.
1 .При наклоне туловища вперед нога опускается.
2.Не полностью выпрямлена опорная нога.
Страховка и помощь. Стоя сбоку со стороны отводимой назад ноги, одной рукой помогать под
плечо, другой под бедро, постепенно помощь уменьшать, держа только за одну руку.
16 «Кольцо» (стоя).
И. п. - о. с. Сначала с опорой у гимнастической стенки или просто около стены, постепенно
переходя на самостоятельное выполнение.
Техника выполнения. Принять положение о. с: одной рукой держаться за опору выше головы,
одну руку вытянуть. Другой рукой захватить сзади одноименную согнутую назад в колене ногу за
стопу, носок вытянуть вверх. Захватив стопу, поднимать ее вытянутой рукой вверх - назад, при
этом грудь выгибается, голова отклоняется назад. Удерживая равновесие, стараться освободить
опорную руку, поднимая ее выше головы.
Страховка. Помочь ребенку захватить рукой ногу, которая находится сзади. Сохраняя
равновесие, помочь поднять ногу. Помочь сохранять равновесие в кольце в положении стоя сбоку
без опоры, поддерживая ребенка одной рукой под грудью, а другой - под коленом.
17. «Лебедь» или Выпад. И. п. - о. с.
Техника выполнения.
Одну ногу выставить вперед на 2-3 шага и начать приседать, сгибая ногу в колене и перенося нам нее вес тела. При этом другая нога прямая, стоит с опорой на всю ступню с развернутым носком в сторону или прямо. Положение рук разное: на выставленной ноге, в стороны, вверх, одна рука направлена вверх, другая - вниз, обе руки направлены назад за спину.
а б в г
Усложнение. Выпад с пригибанием туловища назад, (а). Выпад назад - выставленные ноги назад (б); Выпад с наклоном - соединение выпада с одновременным наклоном туловища вперед, руки свободно скрещиваются перед коленом выставленной ноги. Например, выпад вправо с наклоном (в); Глубокий выпад - выпад с максимальным разведением ног (г).
Страховка. Помочь детям ставить ноги на одной линии. Придерживать спину ребенка ладонью, чтобы он смог сохранить равновесие с пригибанием туловища чуть назад.
18. «Улитка» или Полушпагат.
И. п. - стоя на двух коленях.
Техника выполнения. Одну ногу вытянуть назад и садиться на пятку другой ноги. Ноги должны
быть на одной линии. Обязательно плотно сесть пятку.
Положение рук разное: на поясе, в стороны, вверх, за головой, одна вверху, а другая внизу, обе
назад и достают до выпрямленной ноги.
«Улитка» в домике. Из положения полушпагат ногу согнуть в колене и поднять вверх к голове.
При этом положении руки опускаются на пол для опоры (носки вытянуты).
19. Шпагат (прямо) И. п. - о. с.
Техника выполнения. Медленно расставить прямые ноги в стороны, носки вытянуты, колени
а б
выпрямлены. Когда ноги будут расставлены шире плеч, понадобиться опора на 2-х руках. Обе руки поставить на пол перед собой и продолжать расставлять ноги в стороны настолько, насколько это возможно.
(Полный шпагат - это раздвинутые прямые ноги на одной линии).
Страховка. Желательно, чтобы ребенок произвольно сам садился на шпагат. Но следует помочь ему выпрямлять колени и носки. Можно предлагать детям делать «пружинку» - как бы поднимаясь и опускаясь.
20. Стойка на руках махом одной и толчком другой.
Техника выполнении. Стоя на маховой ноге, толчковую вперед на носок, руки вверху ладонями
вперед, поставить прямые руки на пол на ширине плеч и махом одной, толчком другой выйти в
стойку на руках. В стойке ноги соединить, смотреть на пол, немного наклонив голову назад.
Последовательность обучения.
1.Стойка на руках махом одной и толчком другой с помощью.
2.Стоя на расстоянии двух шагов от стенки, шагом толчковой ноги и махом другой стойка на
DIV_ADBLOCK198">
Мосты и шпагаты. Мост из положения лежа на спине. Мост опусканием. Полушпагат («улитка»). Шпагат правой (левой). Шпагат ноги врозь с наклоном вперед («шнур»).
Вольное упражнение.
I. И. п. - основная стойка.
1. Руки вперед; 2. Руки вверх; 3. Руки в стороны; 4. Руки вниз; 5. Шаг влево, правая на
носке, левую руку в сторону, поворот головы налево; 6. Приставить правую, правую руку
в сторону, смотреть прямо; 7. Мах левой ногой вперед, руки вперед ладонями книзу
(касаясь ладони); 8. Приставить левую, руки в стороны.
П. 1 .Шагом вправо стойка ноги врозь, руки вверх и хлопок; 2. Дугами наружу руки вниз и
хлопок о бедра; 3. Наклон вперед, ладонями коснуться пола (кисти рядом); 4. Выпрямиться,
руки в стороны; 5. Поворот направо, сгибая правую, руки вперед (левая дугой книзу); 6.
Приставить левую в стойку на носках, руки вниз; 7. Упор присев; 8. Прыжок прогнувшись с
поворотом налево кругом, руки вниз.
III . 1.Упор присев; 2. Упор лежа; 3. Правую ногу назад; 4. Упор лежа; 5. Левую ногу назад;
6.Упор лежа; 7.Упор присев; 8.Прыжком поворот направо в стойку ноги врозь, руки вниз.
Упражнение разучивается по частям (Рис. 2).
DIV_ADBLOCK199">
Раскачивания в висе на перекладине, висы различным хватом: снизу, сверху, разноименным хватом, вис на одной руке поочередно, небольшое размахивание; наскоки в упор из виса стоя на горке матов.
Упражнения на гимнастических снарядах. Мальчики (второй год обучения)
Акробатические упражнения.
Группировки.
Перекаты.
Кувырки. Кувырок вперед из упора присев с мостика («с горки»), кувырок вперед из упора присев и из основной стойки. Кувырок вперед скрестно в сед прямыми ногами.
Стойки и перевороты. Стоика на лопатках («берёзка») с согнутыми и прямыми ногами, переворот в сторону («колесо»).
Мосты и шпагаты. Мост из положения лежа на спине. Мост опусканием. Мост с двух колен («верблюд »). Полушпагат («улитка). Полушпагат с наклоном и прогнувшись. Шпагат правой (левой). Шпагат ноги врозь с наклоном вперед («шнур»).
Вольное упражнение. Соединение нескольких элементов в сочетании с музыкой. I. И. п. -основная стойка. 1. Руки вперед; 2. Руки вверх; 3. Руки в стороны; 4. Руки вниз; 5. Шаг влево, правая на носке, левую руку в сторону, поворот головы налево; 6. Приставить правую, правую руку в сторону, смотреть прямо; 7. Мах левой ногой вперед, руки вперед ладонями книзу (касаясь ладони); 8. Приставить левую, руки в стороны.
II. 1.Шагом вправо стойка ноги врозь, руки вверх и хлопок; 2. Дугами наружу руки вниз и хлопок о бедра; 3. Наклон вперед, ладонями коснуться пола (кисти рядом); 4. Выпрямиться, руки в стороны; 5. Поворот направо, сгибая правую, руки вперед (левая дугой книзу); 6. Приставить левую в стойку на носках, руки вниз; 7. Упор присев; 8. Прыжок, прогнувшись с поворотом налево кругом, руки вниз.
III . 1.Упор присев; 2. Упор лежа; 3. Правую ногу назад; 4. Упор лежа; 5. Левую ногу назад; 6. Упор лежа; 7. Упор присев; 8. Прыжком поворот направо в стойку ноги врозь, руки вниз. Упражнение разучивается по частям (Рис. 2).
Лазанье (канат или шест). Лазанье на высоту 2-3 метра с прыжка по наклонному и
горизонтальному канату в вис зацепом пятками или под коленками;
Прыжки.
Упражнения на гимнастических снарядах.
Упражнение и низкой перекладине.
Мальчики (третий год обучения). Акробатические упражнения.
Группировки. В приседе, сидя, лежа на спине.
Перекаты. Перекаты в группировке (назад - вперед) из положения сидя и из упора присев («Ванька-встанька»). Перекат из стойки на лопатках в упор присев. Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках.
Кувырки. Кувырок вперед из упора присев с мостика («с горки»), кувырок вперед из упора присев и из основной стойки. Кувырок вперед скрестно и в сед прямыми ногами. Кувырок назад. Два, три кувырка вперед. Кувырок назад в полушпагат.
Стойки и перевороты. Стоика на лопатках («берёзка») с согнутыми и прямыми ногами. Стойка на голове с согнутыми и прямыми ногами, (из упора присев толчком двумя). Стойка на руках с помощью и опорой ногами о стенку («веселый клоун). Стойка на руках (самостоятельно). Переворот в сторону («колесо»).
Мосты и шпагаты. Мост из положения, лежа на спине. Мост из положения стоя. Мост опусканием. Мост с двух колен («верблюд»). Полушпагат («улитка), Полушпагат с наклоном и прогнувшись. Шпагат правой (левой). Шпагат ноги врозь с наклоном вперед («шнур»).
Вольное упражнение. Соединение нескольких элементов в сочетании с музыкой.
На основе элементов исходной базовой подготовки первого года обучения оставляются простейшие комбинации на гимнастических снарядах.
Вольные упражнения
Исходное положение - основная стойка.
I. 1-2. Подняться на носки, руки дугами вперед - вверх - в стороны.3-4. Кувырок назад в
группировке.5-6. Перекатом назад-стойка на лопатках.7-8. Держать.
II
.
1-2. Лечь на спину, руки вверх.3-4. Мост нош врозь.5-6. Лечь на спину, руки вверх.7-8,
Поворот налево на 180°.
III
.
1-2. Дугами через стороны, руки вниз, упор лежа на согнутых руках.3. Упор лежа.4-5. Сед
на пятках с наклоном вперед. 6. Кувырок вперед в упор присев.
7-8. Прыжок вверх прогнувшись, приземление.
Лазанье (канат или шест). Лазанье на высоту 2-3 метра с прыжка по наклонному и горизонтальному канату в вис зацепом пятками или под коленками;
Прыжки. Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту, с высоты, прыжки на горку матов, прыжки с разбега на канат в вис.
Упражнения на гимнастических снарядах. Упражнение и низкой перекладине. Раскачивания в висе на перекладине, висы различным хватом: снизу, сверху, разноименным хватом, вис на одной руке поочередно, небольшое размахивание; наскоки в упор из виса стоя на горке матов; имитация махов вперед-назад с помощью преподавателя методом проводки;
Девочки (первый год бучения)
Акробатические упражнения.
Группировки. В приседе, сидя, лежа на спине.
Перекаты. Перекаты в группировке (назад - вперед) из положения, сидя и из упора присев («Ванька-встанька»). Перекат из стойки на лопатках в упор присев. Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках.
Кувырки. Кувырок вперед из упора присев с мостика («с горки»), кувырок вперед из упора присев и из основной стойки. Кувырок вперед скрестно в сед прямыми ногами. Кувырок назад с мостика («колобок катится с горки»).
Кувырки
Подготовительные упражнения к усвоению кувырка вперед:
а) в упоре присев, сгибая руки, наклониться вперед до касания затылком пола;
б) в упоре стоя, согнувшись ноги врозь, сгибая руки, наклониться вперед до касания затылком пола;
в) из приседа в группировке перекат назад и обратно в исходное положение.
Кувырок вперед из основной стойки выполняется через упор присев. Падая вперед, поставить руки на 30-40 см от ног на ширину плеч. Оттолкнувшись носками, начать вращение вперед, коснуться мата шеей и лопатками. Быстро сгруппироваться, далее перекатиться через округлую спину и прийти в упор присев, руки впереди касаются пола.
При выполнении кувырка вперед обратить внимание на то, чтобы телу было сообщено поступательное движение, а после передачи тяжести тела на руки таз не поднимался слишком высоко и группировка была бы как можно плотнее.
Начинать усвоение кувырка необходимо из упора присев, а затем постепенно его усложнять:
a) кувырок вперед из основной стойки;
c) кувырок с шага, двух и трех шагов;
d) два кувырка вперед в группировке;
e) кувырок вперед в положение лежа на спине;
f) кувырок вперед из стойки ноги врозь;
g) длинный кувырок;
h) кувырок ноги скрестно, вставая с поворотом кругом.
Кувырок назад усваивается после перекатов и кувырков вперед. Главное в кувырке назад - это опередить руками вращательное движение тела так, чтобы в момент касания пола или мата шеей, руки уже приобрели опору. Из упора присев перекатом назад пройти через округлую спину, быстро поставить руки у плеч за головой и, выпрямляя их, перейти в группировку в приседе. Чтобы лучше изучить кувырок назад, необходимо усвоить следующее упражнение: и. и. п. лежа на спине согнувшись с опорой руками за головой, отжимаясь руками, поставить носки ног за головой на пол и медленно перевернуться в упор на коленях.
После этого рекомендуется выполнить кувырок назад из седа в стойку на коленях и на одно колено; из седа в упор присев; из основной стойки. Затем надо выполнить два кувырка назад и, наконец, кувырок вперед ноги скрестно с поворотом кругом в темпе кувырок назад.
Существуют три разновидности кувырка в сторону: перекатом через спину; перекатом через плечо; перекатом через таз.
Кувырок боком через спину выполняется из упора присев. Опираясь руками впереди, перекатиться в сторону боком через спину и лопатки.
Полушпагаты, шпагаты и мосты

Полушпагат (рис. 15). Подготовительными упражнениями могут служить взмахи ногами вперед, назад и в сторону у гимнастической стенки или другие упражнения на растягивание мышц задней поверхности бедра.
Шпагат - это сед с предельно разведенными ногами. Шпагат может быть лицевым (рисунок 16) и боковым (рисунок 17).

Мост. Обучение этому упражнению нужно начинать с подготовительных упражнений у гимнастической стенки или другой опоры:
а) стоя лицом к гимнастической стенке и держась руками за рейку на высоте пояса, прогибаться назад;
б) стоя спиной к гимнастической стенке на расстоянии шага, перебирая руками, прогнуться назад до касания пола руками (рисунок 18).
Проделав эти упражнения, можно перейти к выполнению моста (рисунок 19) из положения лежа на спине с опорой руками за головой у плеч, ноги согнуты в коленях, ступни на ширине плеч.
Стойки

Существуют три основные разновидности стоек: на лопатках, на голове, на руках.
Стойка на лопатках. Лежа на спине, перекатом назад поднять ноги и таз в положение согнувшись, подставить согнутые в локтях руки под спину пальцами внутрь и, разгибаясь, принять вертикальное положение. Необходимо при этом следить за тем, чтобы тело было выпрямлено, особенно в тазобедренных суставах. Оказывая помощь, стоять сбоку и поддерживать занимающегося за ноги.
Стойка на голове. В упоре присев перенести тяжесть тела на руки, упруго поставленные впереди на ширине плеч, наклониться вперед и упереться верхней частью лба впереди рук так, чтобы точки опоры составляли равнобедренный треугольник. Сохраняя равновесие, медленно поднять ноги вверх в стойку с прямой спиной и прямыми ногами.
Стойка на руках. При обучении очень важно создать у занимающегося уверенность в том, что он не упадет.
Для этого первое время следует выполнить стойку на руках махом одной и толчком другой ноги с опорой ногами о стенку, а затем перейти к стойке на руках у стены; одна нога вверх, другая, согнутая в колене, слегка касается стены. Постепенно привыкая к стойке, надо выполнять ее без дополнительной опоры.