.

Основные упражнения лфк при парезе нижних конечностей. Лечебная физическая культура при дцп рабочая программа по физкультуре на тему Лечебная физкультура для лежачих больных дцп

Детский паралич ЦНС или ДЦП формируется на фоне повреждения различных отделов мозга и вызывает расстройство двигательных функций у ребенка. Атоническо астатическую форму ДЦП относят к самым тяжелым разновидностям заболевания. Сегодня у медиков нет эффективных средств для лечения серьезных нарушений в функционировании детской , но некоторые методики позволяют уменьшить негативные проявления. В их число входит и лечебная .

Значимость ЛФК при ДЦП

  1. Ребенок спускается в бассейн, берется руками за борт. Ноги поочередно отводятся назад (5 раз каждая). Затем делаются разводы ног в стороны 10 раз.
  2. Перевернувшись спиной к бортику, малыш зацепляется за него руками, поднимает вверх ноги и разводит их по сторонам. Проделать так 10 раз.
  3. Уложив больного спиной на воду, надо дать ему ухватиться за бортик. Мама подкладывает руки малышу под спину. Начинается поднимание обеих ног вверх (10 раз), разведение их в стороны (10 раз), перекрещивание ног («ножницы» 10 раз).
  4. Переверните больного на живот, пусть он руками удерживается за борт, а вы поддерживайте его за живот. Делайте попеременное поднятие ног по 5 раз, потом разводы в стороны 10 раз, и сгибание в коленях каждой конечности по 5 раз.
  5. Прижав ребенка спиной к бассейну, попросите его занять сидячее положение. Затем он должен крутить ножками в воде «велосипед».

Дополнительные тренажеры

Для гармонизации интеллектуального и физического развития деток с ДЦП необходимо использовать , которые можно купить или сделать своими руками. Бугристый коврик отлично подойдет для лечебного массажа и физкультуры, улучшит кровообращение в конечностях. В специализированных аптеках продаются коврики разных размеров: отдельно для ступни, для всего туловища. Коврик можно положить возле кроватки малыша, чтобы с утра он мог походить по нему.

Для устранения спастики пальцев рук, которая часто наблюдается у больных ДЦП, сшейте мешочек и наполните его крупой (рис, гречка). Такой самодельный эспандер подготовит руки к хватанию и манипулированию предметами. Так вы получите прекрасный . Полезны для конечностей малыша и занятия с прыгунками и ходунками.

Обратите внимание!

Не стоит покупать больному ДЦП пластмассовые ходунки, они неустойчивы и могут навредить ребенку.

Заболевания мозга, развивающиеся у малышей, требует т родителей долготерпения и упорства, чтобы жизнь ребенка была счастливой и насыщенной. Конечно же, о полном излечении не может быть и речи, но комплексы ЛФК, которые созданы для таких детишек, позволяют достичь многого. Они повышают физические способности детей и облегчают жизнь родителям. Программы занятий составляются индивидуально но при регулярном их исполнении они обеспечивают общий для всех успех.

Видео — Необычное упражнение для детей с ДЦП

Здравствуйте уважаемые читатели! Однажды я публиковала статью о В. А. Бандурина. Он разработал свою систему по правильному питанию и проведению лечебной гимнастики для детей с ограниченными возможностями. Обязательно почитайте этот пост, если возникает вопрос о лечении таких деток. Сегодня мы поговорим об основных принципах и целях лечебной физкультуры при ДЦП.

ДЦП представляет собой паралич центральной нервной системы, возникающий вследствие поражения одного или нескольких отделов мозга. Заболевание может начать свое развитие в период беременности, родов или новорожденности.

При ДЦП нарушается тонус мышц, что в дальнейшем приводит к формированию патологических двигательных реакций, затруднению в удерживании равновесия и противодействии силе тяжести. В дальнейшем это также приводит к формированию контрактур и деформаций конечностей.

Одним из числа наиболее эффективных и действенных средств реабилитации является ЛФК для детей с ДЦП .

Лечебная физкультура способствует развитию способностей ребенка к торможению движений, контролю над ними. Упражнения позволяют улучшить координацию, увеличивают амплитуду движений.

Потому основные цели и задачи ЛФК для детей таковы:

  • Обучение ребенка бытовым умениям;
  • Познание больным элементарной трудовой деятельности;
  • Самообслуживание без помощи родителей, сиделок и т.д.

Результат – выработка новых навыков, а также правильных движений.

Очень важно, чтобы занятия ЛФК начинались вскоре после рождения ребенка, с постепенным усложнением. Причем занятия стоит начинать, даже если у ребенка нет признаков ДЦП, но есть предрасположенность к его развитию.

Принципы методик

ЛФК, как и другие распространенные методики, базируется на ряде принципов:

  1. Регулярное и систематическое выполнение упражнений;
  2. Отсутствие длительных перерывов;
  3. Постепенное увеличение физической нагрузки;
  4. Отсутствие ориентации на других пациентов – только индивидуальные способы;
  5. Учет стадии развития болезни, возраста ребенка, его психологического состояния.

Особенно важна коррекционно-воспитательная работа, ведь она позволяет компенсировать нарушенные функции. Занятия рекомендуется проводить с ранних лет. Запомните – чем раньше, тем лучше для ребенка!

Роль занятий

ЛФК для детей с ДЦП играет важную роль:

  • Оказание оздоровительного воздействия на общее состояние организма;
  • Способствование укреплению тканей и органов в организме ребенка;
  • Активизирование ослабленных мышц;
  • Борьба с искривлением позвоночного столба;
  • Улучшение метаболизма и других процессов обмена;
  • Активизация работы головного мозга, ускорение кровообращения.

Лечебная физкультура выступает отдельным компонентом целостного комплекса, способного справиться с заболеванием.

Какие занятия включает в себя?

Все комплексы ЛФК для детей с ДЦП подбираются в индивидуальном порядке, но в него в любом случае будут входить следующие упражнения:

  1. Для расслабления;
  2. Для улучшения динамики;
  3. Для стимуляции действий;
  4. Упражнения в положении лежа, сидя;
  5. Занятия игрового типа и др.

Комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП от инструктора с многолетним стажем – Кириченко Валентины Анатольевны

Также можно добавить то, что не вошло в фильм, это:

  • Если ребенок с трудом ходит сам или не ходит совсем самостоятельно, занятия нужно начинать близ брусьев или жесткой опоры, затем чередовать с натянутого каната на ослабленный. Потом все это проделывать возле стены.
  • Чтобы центр тяжести равномерно распределялся на обе стороны тела, упражнения нужно проделывать сначала одной ногой и рукой, затем другой.
  • На ослабленную часть (или сторону) давать большую нагрузку.
  • Упражнения на приседания не должны быть глубокие, в большинстве случаев только на высоту голени…

Занятия для стимулирования двигательного аппарата


Специалисты разработали ряд упражнений ЛФК при ДЦП, которые позволяют развивать и укреплять двигательные способности больного. К ним относится:

  1. Ребенок должен принять исходную стойку – сесть на пятки. Встаньте перед ним, его руки положите на плечи, зафиксируйте пациента в тазовой области, постепенно стимулируйте вставание на колени;
  2. Ребенок должен встать на колени. Поддерживайте его под мышки, начните передвигать в разные стороны, чтобы он учился без чьей-либо помощи переносить массу тела на одну ногу. Другую ногу он должен самостоятельно отрывать от опорной точки и разводить руки в стороны;
  3. Ребенок должен сесть на стул. Встаньте к нему лицом. Своими ногами зафиксируйте его ноги к полу, возьмите за руки. Руки тяните вперед и вверх, чтобы он учился вставать без помощи посторонних;
  4. Ребенок должен встать так, чтобы одна нога была размещена впереди другой. Попеременно подталкивайте пациента в спину, потом в грудь. Это научит его сохранять равновесие;
  5. Ребенок должен встать. Возьмите его за одну руку, начините тянуть и толкать в разные стороны, чтобы он сам сделал шаг;
  6. Следующее начальное положение для занятия – лечь на спину. Он должен надавливать стопами на прочную поверхность. Это упражнение развивает опороспособность.

Занятия для развития движений в суставах

Упражнения, необходимые для развития и укрепления суставов:

  1. Ребенок должен лечь на спину. Одну его ногу требуется держать в положении разгиба, вторую начать медленно сгибать в коленном суставе. Если имеется возможность, бедро нужно прислонить к животу, затем отвести его;
  2. Ребенок ложится на бок, начинает медленно отводить бедро, при этом колено ноги находится в согнутом состоянии;
  3. Пациент ложится на живот, на край стола, чтобы обе ноги свешивались с него. Необходимо медленно разогнуть конечности;
  4. Ребенок лежит на спине, затем начинает сгибать коленку, после чего максимально её разгибает;
  5. Больной ложится на живот, под грудную клетку ему нужно положить валик. Необходимо приподнять ребенка за вытянутые руки, произвести пружинящие движения легкими рывками. Это упражнение позволит укрепить верхнюю часть туловища;
  6. Ребенок ложится на спину. Его руку необходимо сгибать так, чтобы лицо пациента было повернуто в эту сторону. Затем проводится сгибание руки при положении головы ребенка в другую сторону.

ЛФК для детей с ДЦП видео:

Занятия для живота

Приведем ряд упражнений, необходимых для развития и укрепления мышц живота:

  1. Ребенок садится на колени к матери. Его спинку необходимо прижать к груди мамы, затем провести наклон вместе с ним. Это требуется, чтобы малыш ощущал уверенность. Далее зафиксируйте ножки и тазобедренную область малыша, чтобы он смог подниматься самостоятельно. Если подъем затруднен, мама оказывает ему помощь;
  2. Ребенок ложится на спину, прижимает обе руки к туловищу. С помощью маховых движений он совершает попытку перевернуться на живот и затем обратно. Главное – запрещается помогать руками;
  3. Ребенок ложится на спину, затем начинает делать вдохи и выдохи, втягивая живот на выдохе.

Занятия, необходимые для растяжки

  1. Ребенок садится на пол и вытягивает перед собой ноги, чтобы тело было расположено под прямым углом. Пациент вытягивает руки перед собой, делает вдох. На выдохе старается согнуть тело, чтобы удалось ладонями достать до пальцев ноги. Можно помочь ребенку и наклонить туловище еще больше, чтобы его лоб также коснулся ног.
  2. Ребенок ложится на живот, руки должны быть расположены вдоль туловища. Пациент опирается на ладони, затем медленно приподнимает грудную клетку. При этом необходимо следить, чтобы его голова была запрокинута назад, дыхание медленное.
  3. Принять исходное положение – лечь на спину, ноги соединить вместе. Приподнять выпрямленные ноги над головой, колени запрещается сгибать, руки должны лежать на полу. Постараться дотронуться пальчиками пола над головой.
  4. Сидя на полу, нужно согнуть правую ногу, чтобы пятка дотрагивалась до левого бедра. Левую стопу необходимо расположить с правой стороны противоположного колена, перевести правую руку вокруг левой коленки, удерживать с ее помощью левую стопу.

Затем левую руку завести за область спины к противоположной стороне талии, голову при этом требуется повернуть налево и наклонить, чтобы подбородок коснулся левого плеча. Следите, чтобы у ребенка правое колено не отрывалось от поверхности пола!

Все эти упражнения на растяжку направлены на:

  • Корректировку дефектов области спины и позвоночного столба;
  • Укрепление спинного мозга, спинных нервов;
  • Укрепление мышц рук и ног.

Занятия для расслабления

Для расслабления верхних конечностей требуется лечь на голову, руку и ногу с одной стороны зафиксировать с использованием мешочков с песком. Свободную руку требуется согнуть в колене, предплечье фиксируется инструктором (мамой). Инструктор (мама) удерживает руку пациента до ослабления тонуса мышц, затем потряхивает кисть, чередует пассивные движения (сгибание, вращение, отведение и др.).

Для расслабления нижних конечностей требуется лечь на голову, зафиксировать руки, ноги должны касаться живота. Мама удерживает голени, осуществляет движение отведения в тазобедренном суставе. После этого, зафиксировав одну ногу, производит движения по кругу с разгибанием ноги. Затем это же упражнение необходимо осуществить для второй ноги.

Занятия для корректировки дыхания

Упражнения, направленные на коррекцию дыхания (перед выполнением этих занятий требуется лечь на спину, затем медленно переходить к положению сидя и стоя):

  1. Покажите, как сделать глубокий вдох и выдох через нос, а так рот. Надувайте игрушки, пускайте пузыри;
  2. Научите произносить звуки (а, о, э и т.д.) с разной громкостью, играйте на губной гармошке, пойте;
  3. Осуществляйте вдох на счет, поднимая руки вверх, затем также на счет делайте выдох и опускайте руки. Выдох рекомендуется делать, опустив голову в ванну с водой.

Чтобы увидеть результат, занятия ЛФК для детей с ДЦП рекомендуется проводить регулярно. И помните, ДЦП – это не приговор!

На этом у меня все, но к данной теме мы еще вернемся в следующей статье, где одна наша читательница поделится личным опытом оздоровления ребенка с ДЦП.

ЛФК при параличе.

Паралич - это утрата или нарушение движений в одной или нескольких частях тела, обусловленное поражением двигательных центров спинного и головного мозга, а также проводящих путей центральной или переферической нервной системы.
Паралич не является отдельным заболеванием и не возникает по причине какого-то одного фактора, он является симптомом многих органических заболеваний нервной системы. Таким образом, любое повреждение нервной системы может стать причиной нарушения двигательной функции организма.
Причиной паралича могут стать: нарушения кровообращения, воспалительные процессы, травмы, опухоли нервной системы. Также особый вид паралича можно наблюдать при истерии.

Причины паралича.
Паралич следует отличать от двигательных расстройств, возникающих при воспалении мышц, поражении костно-суставного аппарата, которые механически ограничивают объём движений. Паралич может наблюдаться в одной мышце, одной конечности (моноплегия), в руке и ноге на одной стороне (гемиплегия), в обеих руках или обеих ногах (параплегия) и др.
Травмы, рассеянный склероз, инфекции, интоксикации, метаболические расстройства, нарушения питания, сосудистые поражения, злокачественные новообразования, врожденные или наследственные факторы - все это относится к органическим причинам паралича. Также паралич часто развивается при таких инфекционных болезнях, как сифилис, туберкулез, полиомиелит, вирусный энцефалит, менингит. Токсические или алиментарные причины включают болезнь бери-бери (дефицит витамина В1), пеллагру (дефицит никотиновой кислоты), алкогольный неврит, отравление тяжелыми металлами (в частности свинцом). Врожденные, наследственные и дегенеративные заболевания центральной нервной системы тоже, как правило, сопровождаются нарушением движений.
Также паралич может произойти вследствие родовой травмы - это и паралич вследствие поражения плечевого сплетения. Помимо этого, ряд заболеваний неизвестной этиологии (к примеру, рассеянный склероз) характеризуется двигательными нарушениями различной степени. Такие же последствия могут иметь и травмы, такие, как ранения и переломы, если они связаны с повреждением двигательных проводящих путей или непосредственно двигательных центров. Надо сказать, что во многих случаях паралич имеет психогенную природу и бывает проявлением истерии - таким больным может помочь лечение у психиат ра.
Многообразие причинных факторов не может не отражаться на патоморфологических изменениях, которые в свою очередь могут иметь самые разные характер и локализацию. Такие патологические изменения нервной ткани, как разрушение, дегенерация, воспаление, образование очагов (бляшек), склероз, демиелинизация – являются наиболее типичными вариантами, выявляющимися при параличе. С анатомической точки зрения различают параличи, вызванные поражением центральной нервной системы (головного или спинного мозга)- спастический паралич, и параличи, связанные с поражением периферических нервов (вялый паралич). Первые в свою очередь делятся на церебральный и спинальный типы. Параличи церебрального типа могут иметь корковое, подкорковое, капсулярное или бульбарное происхождение. Параличи спинального типа являются следствием заболеваний, поражающих центральные и/или периферические двигательные нейроны. Периферические параличи могут возникать при поражении нервных корешков, сплетений, нервов или мышц.
Для центрального паралича характерно не полное выпадение двигательных функций, а их диссоциация - утрата одних и усиление других. При центральном параличе обычно страдает двигательная функция организма в целом, но не отдельных мышц. Парализованные мышцы спастичны (судорожно напряжены), но не подвергаются атрофии (она может быть лишь следствием бездействия), и в них отсутствуют электрофизиологические признаки перерождения. В парализованных конечностях сохранены или усилены глубокие сухожильные рефлексы, часто выявляются клонусы (быстрые спастические сокращения). Брюшные рефлексы на парализованной стороне снижены или отсутствуют. При параличе нижних конечностей наблюдается такой признак повреждения головного или спинного мозга, как рефлекс Бабинского (тыльное сгибание большого пальца стопы в ответ на раздражение наружного края подошвы).
При периферическом параличе наблюдается полное отсутствие движений, вместо повышения мышечного тонуса происходит его снижение. Поражаются отдельные мышцы, в которых выявляются атрофия и электрофизиологическая реакция перерождения. В парализованной конечности глубокие рефлексы снижаются или совсем выпадают, клонусы отсутствуют. Брюшные рефлексы сохранены, не вызывается и рефлекс Бабинского. Также при поражении периферического нерва или сплетения, которые содержат как двигательные, так и чувствительные волокна, выявляются и расстройства чувствительности.
Главная причина параличей центрального типа - это инсульт . Поэтому лечение инсульта будет одновременно являться и лечением паралича. Надо заметить, что плотность нервных проводников в различных участках головного мозга неодинакова: где-то они предельно сконцентрированы, а где-то их плотность достаточно мала. Поэтому нередки случаи, когда дефект мозговой ткани значительных размеров приводит к небольшим двигательным расстройствам (параличам и парезам), а небольшой дефект служит причиной глубокой инвалидизации человека. Во внутренней капсуле содержатся в концентрированном виде все двигательные проводники и поражение этой капсулы приводит к параличу всей противоположной половины тела.
Паралич может проявляться в виде отсутствия или нарушения спонтанных движений или снижения мышечной силы, которое выявляется при осмотре. Также паралич характеризуется невозможностью выполнять движение против сопротивления врача или длительно удерживать определенную позу, сопротивляясь силе тяжести, например вытянутые руки или поднятые ноги (проба Барре).
В результате поражения подкорковых структур мозга возникает экстрапирамидный паралич, исчезают содружественные и автоматизированные движения, двигательная инициатива отсутствует (акинез). Тонус мышц характеризуется пластичностью - конечность удерживается в пассивно приданном ей положении.
Диагностика паралича включает в себя осмотр невролога, рентген, миографию, неросонографию. Также проводится проверка рефлексов с нижних конечностей: коленный рефлекс, ахиллов рефлекс, прием Ендрашека, подошвенный рефлекс.
Что касается лечения паралича, то прежде чем его рассматривать, необходимо подчеркнуть тот факт, что параличи не являются самостоятельными заболеваниями, это отражение других болезней и патологических процессов. Поэтому лечение должно прежде всего причинным, то есть должно быть направлено против основного заболевания: сшивание периферического нерва при его травматическом повреждении, восстановительная терапия при инсульте, оперативное удаление опухолей, сдавливающих нервные структуры, и т.д. Но наряду с причинной терапией необходимо проведение и симптоматической терапии, так как это является существенным дополнительным и необходимым профилактическим мероприятием, потому что без движения мышечная ткань атрофируется. Применяют специальные методы восстановления функций конечности, такие, как массаж при параличе, ЛФК при параличе, лечебная гимнастика при параличе и др.

Главенствующую роль при симптоматическом лечении играет лечебная физкультура , которая способствует восстановлению движения и предупреждает появление контрактур и деформаций.
Комплекс ЛФК при параличе состоит из следующих элементов:
- укладывание парализованной конечности в правильное положение
- массаж
- пассивные движения
- активные движения.

При центральном параличе конечностям необходимо придавать специальное положение, которое препятствует образованию контрактур. Начиная со второй недели больному назначают массаж. Мышцы с повышенным тонусом, слегка поглаживают. Остальные же мышцы массируются обычными приемами, конечно же, при этом необходимо учитывать состояние парализованного. Совместно с этими мероприятиями проводится лечебная гимнастика , которая должна включать активные и пассивные упражнения при параличе.
Пассивные движения следует начинать в зависимости от состояния больного, лучше в конце первой недели. Вначале упражнения ограничиваются несколькими минутами. Упражнения производятся в медленном темпе и в полном объеме во всех суставах парализованных конечностей. С помощью этих упражнений стараются также предотвратить неправильные положения конечностей - чрезмерное сгибание, приведение или разгибание.

Лечебная гимнастика при центральных параличах:
1. Пассивные движения плеча
2. Пассивное отведение плеча вперед, вверх и в сторону
3. Разгибание руки в локтевом суставе с отведением выпрямленной руки в сторону
4. Разгибание локтевого сустава в положении супинации и ротации плеча кнаружи
5. Супинация и пронация предплечья
6. Вращение бедра в тазобедренном суставе
7. Приведение и отведение бедра
8. Сгибание коленного сустава при разогнутом бедре лежа на боку
9. Пассивное сгибание и разгибание ноги в коленном суставе
10. Пассивные движения в голеностопном суставе
11. Удержание пораженной кисти в приданном ей положении
12. Удержание пораженной стопы в приданном ей положении
13. Облегченное поднимание и опускание пораженной руки здоровой рукой при помощи шнура и блока (упражнение можно сочетать с отведением и приведением руки в приподнятом положении)
14. Облегченное поднимание и опускание пораженной ноги рукой при помощи шнура и блока


Что касается активных упражнений, то их выбор в каждом отдельном случае зависит от группы пораженных мышц.
Начиная со 2 – 3-й недели (для слабых и пожилых больных это должно быть произведено более постепенно) больного нужно переводить в полусидячее положение на 1–2 часа в день.
К концу 3 – 4-й недели большую часть дня можно проводить в удобном кресле.
При обучении ходьбе необходимо в первую очередь научить больного наступать на парализованную ногу. При этом нужно обращать внимание на исправление ненормального положения сгибателей и мышц, поворачивающих ногу к наружи.
При ходьбе необходимо высоко поднимать парализованную ногу за счет мышц таза, чтобы не задевать носком пол. Вначале больной может ходить с посторонней помощью, а затем - опираясь на палку.

При периферических параличах в первые дни конечностям и туловищу также придают положение, которое в дальнейшем препятствует развитию контрактур. Возможно немного раньше начинают массаж, который также должен носить избирательный характер. Паретичные мышцы массируются всеми приемами, тогда как мышцы-антагонисты лишь поглаживают. Одновременно с массажем начинают выполнять пассивные движения. При появлении движений постепенно добавляются активные упражнения. Очень полезна гимнастика в бассейне, а также в ванне с теплой водой.

Медикаментозное лечение проводится по назначению и под наблюдением врача-невропатолога. Из лекарственных средств при параличах применяют: прозерин, дибазол, внутримышечные инъекции тиамина хлорида. При параличах с повышением тонуса мышц – мелликтин.

Надо отметить, что сейчас в западной медицине набирает обороты следующий метод лечения паралича: путём мобилизации внутренней воли пациента, с помощью зеркала или видеороликов пациенту проводят "зеркальную терапию" , которая состоит в том, что перед пациентом, страдающим частичным или полным параличом одной из рук, ставится зеркало ребром к вертикальной оси туловища, а отражающей поверхностью в сторону здоровой руки. Пациент смотрит в зеркало в сторону своей больной руки, а видит в нём свою здоровую руку. В таком положении по команде врача больной старается выполнить синхронные движения обоими руками. В том случае, если пациент страдает полным и частичным параличом, врач, стоящий за зеркалом, помогает параличной руке исполнять синхронные движения по отношению к здоровой руке. Таким образом, у пациента создаётся иллюзия здоровой руки, и это помогает ему активизировать свои внутренние силы на управление больной рукой.
Другой подобный метод состоит из просмотра видеороликов, на котором записаны движения рук больного перед зеркалом, которое располагается так же как и в опыте, описанном выше. При просмотре такого видеоролика, благодаря здоровой зеркальной руке, у больного создаётся впечатление синхронного движения обеих рук. Пациент смотрит на себя в `телевизоре как бы со стороны, и пробует представить, что его обе руки здоровы. После просмотра видеоролика пациент пытается повторить увиденные в телевизоре собственные движения. Потом опять смотрит ролик, и снова пытается проделать увиденные движения. То есть, в данном случае, как и в "зеркальном методе", врачи пытаются мобилизовать силу самовнушения пациента - самогипноз. А самогипноз является очень действенным методом при лечении паралича. Главное - верить в свои силы, работать над собой и тогда, рано или поздно, выздоровление все-таки наступит.

Применение занятий лечебной гимнастикой при ДЦП входит в обязательную схему детского медицинского восстановления, как активная составляющая комплексного лечения, средство поддержания организма ребенка в активном двигательном состоянии, стимулятор внутренних резервов и защитных сил.

Из чего состоит комплекс лечебной физкультуры?

  • Выполнение физических упражнений, самостоятельно или при помощи взрослых.
  • Массажные процедуры.
  • Закаливание и укрепление организма, активный образ жизни.
  • Рефлексотерапия, иглоукалывание.
  • Привлечение ребенка к легкой трудовой деятельности.

Все перечисленные методы в комплексе способны вылечить патологические расстройства и восстановить поврежденные функции пациента. Помимо этого, улучшается общее состояние организма, укрепляется иммунитет, стабилизируется психологическое состояние ребенка.

Успех в лечении детей с ДЦП напрямую зависит от четкого соблюдения графика тренировок, недопущения пропуска занятий, поддерживания режима дня. Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что процесс восстановления будет длительным и достаточно сложным.

Основные направления и цели занятий:

  • приведение мышечной системы в нормальный тонус, укрепление неразвитой и ослабленной мускулатуры;
  • улучшение движений в суставах;
  • развитие координационных функций, умения поддерживать равновесие;
  • разработка навыков самостоятельной смены положений тела (стояния, сидения, передвижений);
  • активизация двигательных функций (подвижные игры, развитие реакции);
  • развитие самостоятельности, прививание бытовых и трудовых навыков.

Любой комплекс упражнений следует начинать с верхней части туловища, а заканчивать нижними конечностями. Иногда ребенку легче выполнять упражнения перед зеркалом: имея возможность следить за своими движениями, малышу легче их координировать.

Комплекс упражнений для детей с ДЦП

Предлагаем вам ознакомиться с рядом наиболее эффективных упражнений, которые рекомендуются для проведения детям с ДЦП.

Занятия, развивающие навыки движения:

  • ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить малыша на колени;
  • ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ножку;
  • взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть;
  • ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ножки, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет малыша встать;
  • придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ножке, стараясь сохранить равновесие;
  • подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.

Занятия для нормализации суставных функций:

  • ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;
  • ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону. Колено при этом согнуто;
  • ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;
  • ребенок лежит на животе, под грудью подложена подушка. Взрослый приподнимает ребенка за верхние конечности, разгибая верхнюю часть туловища.

Занятия для мускулатуры живота:

  • ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение малыш должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;
  • ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку малыша перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом ручки;
  • научить ребенка напрягать мышцы животика, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами;
  • ребенок сидит на полу, ножки вытянуты. Помочь малышу дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ножки в коленях;
  • ребенок лежит на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ножки и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.

Занятия для устранения гипертонуса мышц рук:

  • проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру;
  • крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.

Занятия для мышц ног:

  • ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела, ножки привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ножки в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги;
  • взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ножку самостоятельно.

Занятия для поддержания шейной мускулатуры и мышечного корсета туловища:

  • ребенок лежит на спине, а взрослый, приподнимая туловище за подмышки, покачивает его из стороны в сторону, поворачивает вправо и влево, не позволяя ребенку сопротивляться. Точно так же покачивают и голову, придерживая её на весу;
  • ребенок лежит на боку, а взрослый пытается опрокинуть его на живот, либо на спину. При этом малыш должен пытаться не поддаваться толчкам, оказывая сопротивление;
  • ребенок сидит на стуле, руки и голова расслаблены. Взрослый поворачивает голову в разные стороны, наклоняет вперед и назад, а ребенок пытается максимально расслабить мышцы шеи.

Занятия для стабилизации дыхания:

  • попросить ребенка сымитировать глубокое дыхание, задуть горящую свечу, сдуть с ладони перышко. Полезно вместе с малышом надувать воздушные шарики или играть, пуская мыльные пузыри;
  • отличный эффект можно ожидать, если научить ребенка петь. Схожее действие наблюдается при игре на губной гармошке, свирели, для начала можно использовать обычный свисток;
  • научить ребенка пускать пузыри через соломинку в стакан воды.

Развитие мимики лица у детей с ДЦП

Зачастую ребенок с диагнозом ДЦП не всегда может определить свое эмоциональное состояние, правильно отреагировать на положительные и негативные эмоции, продемонстрировать именно то выражение лица, которое бы соответствовало необходимому чувству, которое испытывает малыш. Как научить ребенка распознавать эмоциональное разнообразие и правильно толковать его? Как добиться имитации малышом тех или иных эмоций, чтобы в будущем быть понятым в обществе и понимать окружающих? Для этого существуют специальные психогимнастические упражнения:

  • взрослый должен демонстрировать малышу, как принюхивается щенок, прислушивается птица, как кошка выслеживает мышку. Затем следует попросить ребенка повторить увиденное;
  • продемонстрировать удивленные глаза, попросить повторить;
  • описать момент счастья и удовольствия, показать, как радуется ласке котенок, а щенок – вкусному угощению;
  • описать ощущение боли, продемонстрировать боль в животе, плач, чувство холода;
  • показать момент отвращения: пусть малыш представит, что пьет горькое лекарство или ест лимон;
  • объяснить, что такое злость, показывая сердитого человека;
  • продемонстрировать чувство страха, потери родного дома или родных людей;
  • развивать чувство стыда и вины за свои поступки, научить просить прощения.

Упражнения в бассейне при ДЦП

Водные процедуры успешно применяются при физическом восстановлении детей, пораженных ДЦП. Ни для кого не секрет, что вода отлично расслабляет мускулатуру, стабилизирует мышечный тонус, придает энергии. Занятия в воде ослабляют действие стрессов и излечивают депрессивные состояния. Особый эффект можно ожидать от совмещения ЛФК с пребыванием в воде. Такой способ лечения называют гидрокинезотерапией. Он может включать в себя проведение определенных упражнений или игр в воде, а также применение подводного массажа. Непередаваемый эффект наблюдается при плавании ребенка в дельфинарии: общение с дельфинами считается истинно лечебным. Понять механизм данного лечения трудно, однако положительные результаты такой терапии неоспоримы.

Собственно, следует понимать, что лечебные мероприятия и уход за малышом с ДЦП – это длительный процесс, которому необходимо посвятить максимум времени и сил, и лишь тогда принятые меры воздадутся долгожданными положительными результатами. Только постоянная забота и безграничное внимание близких помогут добиться желаемых сдвигов в физическом развитии ребенка. Упражнения для детей с ДЦП необходимо проводить постоянно и настойчиво, на протяжении всего периода патологии.

Роль лечебной физкультуры нельзя недооценивать при профилактике множества заболеваний. Отдельно она не обладает заживляющим эффектом. Однако в комплексе с медикаментозным воздействием и массажем дает превосходные результаты. ЛФК является неотъемлемой частью жизни детей, страдающих ДЦП.

В период реабилитации при ДЦП особое значение уделяется лечебно-физкультурному комплексу упражнений. Данная нагрузка успешно помогает:

  • развивать непосредственность и легкость торможения движений;
  • уменьшает гипертонус мышечной ткани;
  • позитивно влияет на координацию движений;
  • способствует улучшению подвижности суставов;
  • приобретать необходимые в быту навыки;
  • благотворно влияет на возможность самообслуживания.

Важно! Начинать упражнения для детей с ДЦП необходимо в раннем возрасте. ЛФК способствует не только развитию мускулатуры и подвижности, но также делает мозг больного ребенка более пластичным. Снижается риск серьезной задержки умственного развития.

Общих противопоказаний к ЛФК для детей с ДЦП нет. Существуют персональные запреты на проведение конкретных упражнений, но их можно уточнить лишь у лечащего врача. Однако стоит отметить, что лечебная физкультура включает в себя множество различных комплексов, всегда можно подобрать подходящий.

Комплексы упражнений

Программа упражнений для детей с ДЦП, безусловно, должна включать следующие виды нагрузок:

  1. Комплекс на растяжение мышц. Для профилактики тератогенеза необходимо развивать мышечную подвижность. Это поможет снять напряжение и увеличить область совершения движений.
  2. Упражнения на поддержание чувствительность мышечной ткани и ее развитие. Это помогает регулировать силу взаимодействия с конкретными мышцами, позволяя совершать обыденные ритуалы в быту.
  3. Нагрузка на улучшение реакции нервных окончаний. Позитивно влияет на функционал нервной ткани.
  4. Программа для совершенствования антагонистических мышц.
  5. Комплекс, направленный на развитие выносливости, стойкости, дисциплины организма.
  6. Упражнения, способствующие закреплению нормальной ходьбы, корректирующие походку.
  7. Нагрузки на удержание равновесия. Тренировка вестибулярного аппарата.

Важно! Следует относиться с особым вниманием и сосредоточенностью к комплексу занятий, проводимому в домашних условиях! Все потенциальные программы тренировок необходимо согласовать с врачом. Досконально изучить технику выполнения каждого упражнения.

Правила выполнения упражнений

В первую очередь, необходимо соблюдать базовые правила, касающиеся комплекса упражнений ЛФК для детей с ДЦП:

  • занятия должны быть регулярными;
  • подход – индивидуальным к каждому ребенку;
  • следует соблюдать систематичность занятий, не прерывая их;
  • увеличение нагрузок должно происходить постепенно и строго под присмотром врача;
  • при назначении комплекса обязательно учитывается тяжесть патологии и психическое развитие больного.

Внимание! Технику выполнения ЛФК при ДЦП у детей на видео можно найти здесь. Однако не нужно слепо следовать рекомендациям в подобных подборках. Каждый ребенок индивидуален. Никто, кроме родителей и врача, не сможет определить, подойдет ли конкретная методика исключительному малышу.

Роль массажа в лечебной медицине

Массаж служит вспомогательным, но очень важным элементом при отклонениях ДЦП. Он нормализирует кровообращение, способствует улучшению обмены веществ, оказывает благотворное влияние на мышечную ткань, снимает спазмы.

Выделяется три основных вида массажа при ДЦП:

  • классический,
  • сегментарный и
  • точечный.

Подробно ознакомившись с каждым методом, родители могут делать массаж самостоятельно дома. Также существуют специальные курсы.

Стоит отметить, что массаж ребенку при ДЦП нужно начинать делать сразу, как только выявлен точный диагноз.

Определить степень и природу заболевания можно примерно в 2 месячном возрасте.

Классический массаж направлен на снятие спазма с напряженных мышц и тонизирование ослабленных. Это помогает изменить искаженные позы ребенка. Движения при проведении процедуры должны быть плавными, медленными. Кожа не должна смещаться вслед за рукой.

Применяются следующие способы стимуляции:

  • непрерывное поглаживание – разогревает и расслабляет мышцы;
  • валяние – применяется для воздействия на большие группы мышц;
  • катание – идеально подходит для влияния на тазобедренный и плечевой суставы;
  • глубокое прерывистое поглаживание – подходит для поддержания тонуса в мышечных тканях;
  • растирание внешней частью ладони – ребристая поверхность способствует стимуляции крупных мышц (ягодицы, спина, бедро);
  • легкое поколачивание, пощипывание.

Вспомогательные тренажеры

К дополнительным тренажерам для раннего развития, которые желательно иметь и дома, относится:

  1. Коврик с неровной поверхностью, покрытый небольшими бугорками. Необходимо приучать ребенка ходить по нему босыми ножками. Упор лучше делать на пяточки. Именно там сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний. Также безусловным достоинством процедуры служит нормализация кровообращения. Для создания большего интереса к данному занятию у ребенка коврик рекомендуется раскрасить, нанести интересные аппликации, узоры. Такое решение поспособствует интеллектуальному развитию.
  2. Специальный эспандер. Сейчас уже встречается достаточно подобных тренажеров для развития хватательных рефлексов. Но раньше использовались красивые тряпичные мешочки с крупой (греча, рис). Данное средство также исключает спастику пальцев.
  3. Ходунки или прыгунки. Необходимо внимательно отнестись к выбору данного тренажера. Желательно подбирать специальные – для детей, страдающих ДЦП. В них существует уникальная ортопедическая вставка, обладают функцией крепления к вертикальной поверхности. Однако мнения врачей по поводу необходимости использования ходунков сильно расходятся. Рекомендуется родителям изучить все отзывы и, посоветовавшись со специалистом, принимать решение.

Бассейн для детей с ДЦП

Вода для детей всегда являлась источником радости, веселья, беззаботности. Дети с церебральным параличом, конечно же, не являются исключением.

Водные процедуры проводятся не более получаса. Не следует переутомлять мышцы. Лучше проводить занятия регулярно, терпеливо достигая результатов, чем за один раз, который не принесет успеха. Занятия необходимо выполнять постепенно, комплексами:

  1. Первые 2-3 занятия проводятся на суше у бассейна, без контакта с водой. Необходимо объяснить ребенку, как правильно двигаться в воде. Следует, путем гимнастики, научить больного правильно шевелить руками и ногами.
  2. При первом спуске в воду следует быть начеку. Дети с ДЦП легко пугаются и могут не понять контакта с водой. Ребенку понадобится дополнительная поддержка, как физическая, так моральная. Однако, нужно заметить, привыкают детки к плаванию очень быстро.
  3. Далее уделяется внимание разминке рук. Движения верхними конечностями во время плавания способствуют укреплению шейных позвонков. Необходимо показывать ребенку, как правильно двигать руками. Первые махи обязательно должны быть плавными, медленными. Мышцам предстоит привыкнуть к изменениям. На следующих занятиях приступают к ускорению вращения.
  4. Позже отдают должное движению ногами. Ввиду неверного развития опорно-двигательного аппарата у детей с ДЦП, необходимо исправлять это в бассейне. Хорошим способом служат прыжки в воде. Для их выполнения рекомендуется придерживать малыша за руки.

На данный момент широко развивается область оздоровления и профилактики для детей с ДЦП разных возрастов. Программы успешно помогают нормально функционировать в обществе и быту. Главное – не «запускать» с лечением, выполнять все предписания врача и запастись терпением.